Лев Ильич Мечников 1838 - 1888

Работы: "Школа борьбы в социологии", "Вопросы общественности и нравственности", "Цивилизация и великие исторические реки".

 

Научные взгляды:

Социология представляет собой науку, которая интересуется проявлением солидарности, то есть факторами кооперации в природе.

Социологические законы не сводимы с законами природы, с помощью последних нельзя внести ясность в сложный мир социальных взаимодействий.

Степень свободы при образовании кооперации является главным показателем социального прогресса.

В органической жизни борьба и сотрудничество представляет собой две необходимые силы.

История человечества - постепенный переход от деспотизма к анархии, посколько увеличивается степень свободы.

 

Этапы социального развития:

1. Подневольные союзы, для которых главное - это наличие внешней принудительной силы.

2. Переходный период. Господствуют подчиненные союзы, создаваемые под воздействием дифференциации (разделение труда, узкая специализация)

3. Высший период. Принуждение и подчинения заменяет свобода и добровольные союзы людей, соединяющие отдельные индивиды в общности.

Географическая среда - это природа вовлеченная в процесс труда и изменяемая под воздействием гидрологического фактора (!Главный двигатель цивилизации) и физико-географические условия.

 

Эпохи или Цивилизации:

1. Речная;

2. Морская;

3. Океанная.

 

Исторические реки в развитии цивилизации - Нил, Еврат и тд. - всего 11.

 

Вопрос 18. Типология исторических школ в отечественной социологии.

Историческая школа - влияние истории на развитие общества.

 

Этносоциологическая школа.

Представители: П.А.Кропоткин, М.М.Ковалевский, Л.И.Мечников, П.Н.Милюков

Характерно: интерес к этнографическим материалам, укладу жизни различных этносов, форма самоорганизации больших и малых народов.

 

Государственная школа.

Представители: А.Д.Градовский, Константин Дмитриевич Кавелин (связывал формирование норм права с имущественными отношениями), Павел Николаевич Милюков, В.И.Сергеевич, С.М.Соловьев,Василий Осипович Ключевский (считается основателем исторической школы).

Характерно: внимание на роль государства в общественной жизни, его функции, учреждения, взаимодействие с народом в осущетсвлении власти. В дальнейшем из этого развивались отраслевые социологии: историческая, юридическая, политическая.

Их подходы были направлены и против позитивистов и против антипозитивистов. Предмет изучения: русский исторический процесс; метод изучения - философская система Гегеля (диалектический метод); научной традицией - деятельность нескольких поколений философов, историков, юристов. - мнение А.Н.Медушевского.

Вопрос 19. Государственная школа в социологии. В.О.Ключевский: жизненный путь и творчество. "История сословий в России".

Ключевский Василий Осипович /1839 - 1911/

Отец был священником, К. окончил Московский университет на историко-филологическом факультете. 1872 г. Стал профессором.

 

Работы: "Боярская дума древней Руси" 1882 г.; "Происхождение крепостного права в России" 1885 г., "Состав представительства в Земских соборах древней Руси" 1890-1892 гг., "Курс русской истории" в 4-х частях 1904 - 1910 гг., "История сословий России" 1914 г.

 

Научные взгляды:

1. Разделял мнение Конта на динамику и статику. Динамика - структурные внутренние и функциональные изменения в жизни общества и конкретных народов за определенный исторический период. Статика - результирующая характеристика общественного развития, продук цивилизации общества.

2. Рассматривал социальный характер управления сложившейся системы политических институтов, их происхождение, преобразования в связи с господствующими интересами и классовым строением общества.

3. Политические и гражданские права, привелегии и обязанности, закрепленные в законе, означают сословные преимущества и ограничения. Другие общественные деления появляются без участия государства.

4. Историческая социология изучает сочетания и процессы взаимодействия различных факторов (экономических, политических, социальных) в конкретном-историческом контексте.

5. В каждом периоде развития России показывал триады признаков, определяющих специфику общества. Соглашался с влиянием географического признака на общество в России, из-за специфики ее развития.

6. Дает типологию форм власти по критериям территориальной, политической значимости и характеру взаимосвязей с обществом.