Лев Ильич Мечников 1838 - 1888
Работы: "Школа борьбы в социологии", "Вопросы общественности и нравственности", "Цивилизация и великие исторические реки".
Научные взгляды:
Социология представляет собой науку, которая интересуется проявлением солидарности, то есть факторами кооперации в природе.
Социологические законы не сводимы с законами природы, с помощью последних нельзя внести ясность в сложный мир социальных взаимодействий.
Степень свободы при образовании кооперации является главным показателем социального прогресса.
В органической жизни борьба и сотрудничество представляет собой две необходимые силы.
История человечества - постепенный переход от деспотизма к анархии, посколько увеличивается степень свободы.
Этапы социального развития:
1. Подневольные союзы, для которых главное - это наличие внешней принудительной силы.
2. Переходный период. Господствуют подчиненные союзы, создаваемые под воздействием дифференциации (разделение труда, узкая специализация)
3. Высший период. Принуждение и подчинения заменяет свобода и добровольные союзы людей, соединяющие отдельные индивиды в общности.
Географическая среда - это природа вовлеченная в процесс труда и изменяемая под воздействием гидрологического фактора (!Главный двигатель цивилизации) и физико-географические условия.
Эпохи или Цивилизации:
1. Речная;
2. Морская;
3. Океанная.
Исторические реки в развитии цивилизации - Нил, Еврат и тд. - всего 11.
Вопрос 18. Типология исторических школ в отечественной социологии.
Историческая школа - влияние истории на развитие общества.
Этносоциологическая школа.
Представители: П.А.Кропоткин, М.М.Ковалевский, Л.И.Мечников, П.Н.Милюков
Характерно: интерес к этнографическим материалам, укладу жизни различных этносов, форма самоорганизации больших и малых народов.
Государственная школа.
Представители: А.Д.Градовский, Константин Дмитриевич Кавелин (связывал формирование норм права с имущественными отношениями), Павел Николаевич Милюков, В.И.Сергеевич, С.М.Соловьев,Василий Осипович Ключевский (считается основателем исторической школы).
Характерно: внимание на роль государства в общественной жизни, его функции, учреждения, взаимодействие с народом в осущетсвлении власти. В дальнейшем из этого развивались отраслевые социологии: историческая, юридическая, политическая.
Их подходы были направлены и против позитивистов и против антипозитивистов. Предмет изучения: русский исторический процесс; метод изучения - философская система Гегеля (диалектический метод); научной традицией - деятельность нескольких поколений философов, историков, юристов. - мнение А.Н.Медушевского.
Вопрос 19. Государственная школа в социологии. В.О.Ключевский: жизненный путь и творчество. "История сословий в России".
Ключевский Василий Осипович /1839 - 1911/
Отец был священником, К. окончил Московский университет на историко-филологическом факультете. 1872 г. Стал профессором.
Работы: "Боярская дума древней Руси" 1882 г.; "Происхождение крепостного права в России" 1885 г., "Состав представительства в Земских соборах древней Руси" 1890-1892 гг., "Курс русской истории" в 4-х частях 1904 - 1910 гг., "История сословий России" 1914 г.
Научные взгляды:
1. Разделял мнение Конта на динамику и статику. Динамика - структурные внутренние и функциональные изменения в жизни общества и конкретных народов за определенный исторический период. Статика - результирующая характеристика общественного развития, продук цивилизации общества.
2. Рассматривал социальный характер управления сложившейся системы политических институтов, их происхождение, преобразования в связи с господствующими интересами и классовым строением общества.
3. Политические и гражданские права, привелегии и обязанности, закрепленные в законе, означают сословные преимущества и ограничения. Другие общественные деления появляются без участия государства.
4. Историческая социология изучает сочетания и процессы взаимодействия различных факторов (экономических, политических, социальных) в конкретном-историческом контексте.
5. В каждом периоде развития России показывал триады признаков, определяющих специфику общества. Соглашался с влиянием географического признака на общество в России, из-за специфики ее развития.
6. Дает типологию форм власти по критериям территориальной, политической значимости и характеру взаимосвязей с обществом.