Социальная эффективность менеджмента
Вопрос 3
Социальная эффективность менеджмента выражает социальный результат управленческой деятельности. Она характеризует степень использования творческих потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его успешности в решении социальных задач по развитию коллектива.
При рассмотрении социальной эффективности менеджмента в качестве социальных результатов деятельности предприятий торговли и сферы услуг выступают условия труда и быта, квалификация работников, организация и мотивация их деятельности. В качестве затрат при этом могут в отдельных случаях выступать расходы на приобретение технических средств управления, подготовку и повышение квалификации кадров, строительство жилья для работников предприятия, приобретение путевой для санитарно-курортного лечения и отдыха работающих. Это учитывается при анализе и планировании социального развития коллектива торговли и сферы услуг.
Однако многие социальные результаты управленческой деятельности не зависят от материальных затрат.
Таким образом, произведенные затраты и полученные социальные результаты не имеют общего для их масштаба измерителя, поскольку они имеют опосредованный и стохастический характер.
Социальную эффективность управления можно оценивать с помощью следующей системы показателей:
1. Показатели, характеризующие условия труда работников торгового предприятия:
- морально-психологический климат
- уровено конфликтности в коллективе
- удовлетворенность работником своим трудом
- нервно-эмоциональная нагрузка
- удельный вес творческих операций
- уровень заболеваемости работников
- уровень травматизма
- температурный режим в рабочих помещениях;
- освещенность рабочих мест;
- уровень шума, запыленности помещений
- уровень компьютеризации административно-управленческого труда.
2. Показатели, характеризующие социально-бытовые условия работников предпрития:
- жилищные условия работников
- обеспеченность детскими дошкольные учреждениями;
- обеспеченность лечебными учреждениями;
- уровень социальной активности работников;
- средняя заработная плата работников предприятия, в том числе по категориям работников;
- текучесть кадров.
3. Показатели социальной эффективности менеджмента, характеризующие квалификацию работников;
- общеобразовательный, профессиональный, уровень квалификации
- уровень экономической грамотности кадров;
- уровень общей культуры работников.
4. Основные показатели социальной эффективности менеджмента, характеризующие организацию и мотивацию труда: дисциплина труда, исполнительская дисциплина, участие работников в управлении, уровень организации и оснащенности рабочих мест, обеспеченность работников нормативной документацией, материальное и моральное стимулирование, трудовая активность
Приведенные показатели называются статистическими. Их дополняют динамические, характеризующие развитие социальных явлений. Рост одних показателей (уровня квалификации, обеспеченности работников жильем и др.) говорит о повышении социальной эффективности менеджмента, рост других (уровень заболеваемости, конфликтности и др.) – о ее снижении.
Интегральный обобщающий показатель социальной эффективности менеджмента Kсэ получают путем суммирования произведений оценок частных показателей на соответствующие весовые коэффициенты по формуле
Лш- оценка по i-му показателю;
Ci – степень важности i-го показателя;
n- число показателей.
Используя данный показатель можно сравнить показатели социально эффективности управления предприятием в разные периоды, а также показатели эффективности управления родственными предприятиями.
[1] Ричи Ш. Управление персоналом //Управление мотивацией. Учебное пособие, М., Юнити – 2008. – С. 6.