Социальная эффективность менеджмента

Вопрос 3

Социальная эффективность менеджмента выражает социальный результат управленческой деятельности. Она характеризует степень использования творческих потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его успешности в решении социальных задач по развитию коллектива.

При рассмотрении социальной эффективности менеджмента в качестве социальных результатов деятельности предприятий торговли и сферы услуг выступают условия труда и быта, квалификация работников, организация и мотивация их деятельности. В качестве затрат при этом могут в отдельных случаях выступать расходы на приобретение технических средств управления, подготовку и повышение квалификации кадров, строительство жилья для работников предприятия, приобретение путевой для санитарно-курортного лечения и отдыха работающих. Это учитывается при анализе и планировании социального развития коллектива торговли и сферы услуг.

Однако многие социальные результаты управленческой деятельности не зависят от материальных затрат.

Таким образом, произведенные затраты и полученные социальные результаты не имеют общего для их масштаба измерителя, поскольку они имеют опосредованный и стохастический характер.

Социальную эффективность управления можно оценивать с помощью следующей системы показателей:

1. Показатели, характеризующие условия труда работников торгового предприятия:

- морально-психологический климат

- уровено конфликтности в коллективе

- удовлетворенность работником своим трудом

- нервно-эмоциональная нагрузка

- удельный вес творческих операций

- уровень заболеваемости работников

- уровень травматизма

- температурный режим в рабочих помещениях;

- освещенность рабочих мест;

- уровень шума, запыленности помещений

- уровень компьютеризации административно-управленческого труда.

2. Показатели, характеризующие социально-бытовые условия работников предпрития:

- жилищные условия работников

- обеспеченность детскими дошкольные учреждениями;

- обеспеченность лечебными учреждениями;

- уровень социальной активности работников;

- средняя заработная плата работников предприятия, в том числе по категориям работников;

- текучесть кадров.

3. Показатели социальной эффективности менеджмента, характеризующие квалификацию работников;

- общеобразовательный, профессиональный, уровень квалификации

- уровень экономической грамотности кадров;

- уровень общей культуры работников.

4. Основные показатели социальной эффективности менеджмента, характеризующие организацию и мотивацию труда: дисциплина труда, исполнительская дисциплина, участие работников в управлении, уровень организации и оснащенности рабочих мест, обеспеченность работников нормативной документацией, материальное и моральное стимулирование, трудовая активность

Приведенные показатели называются статистическими. Их дополняют динамические, характеризующие развитие социальных явлений. Рост одних показателей (уровня квалификации, обеспеченности работников жильем и др.) говорит о повышении социальной эффективности менеджмента, рост других (уровень заболеваемости, конфликтности и др.) – о ее снижении.

Интегральный обобщающий показатель социальной эффективности менеджмента Kсэ получают путем суммирования произведений оценок частных показателей на соответствующие весовые коэффициенты по формуле

Лш- оценка по i-му показателю;

Ci – степень важности i-го показателя;

n- число показателей.

Используя данный показатель можно сравнить показатели социально эффективности управления предприятием в разные периоды, а также показатели эффективности управления родственными предприятиями.

 


[1] Ричи Ш. Управление персоналом //Управление мотивацией. Учебное пособие, М., Юнити – 2008. – С. 6.