Закон информированности и упорядоченности
Закон композиции и пропорциональности (Закон гармонии)
Любой вид деятельности человека связан с использованием каких-либо ресурсов: компьютерных, информационных, материальных, трудовых и т.д. Каждый набор ресурсов должен быть достаточно полным для успешного проведения работ. Любой человек стремится для осуществления своей деятельности иметь необходимые ресурсы (композицию) в такой пропорции, которая бы обеспечила ему удобство и оперативность в работе. Следовательно, композиция и пропорциональность (гармония) – это естественный процесс в жизни человека. Гармония – это эволюционный процесс, происходящий на всех уровнях мировой цивилизации от государства до одного человека.
Формулировка закона композиции и пропорциональности: Каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданном соотношении (пропорции).
Информационная среда является объектом управления наряду с персоналом, финансами, производством и др.
Она подчиняется действию закона информированности-упорядоченности. Под упорядоченностью понимается гармоничное развитие всех элементов организации: системы управления, персонала, подразделений, экономики и других, а также наличие между ними установленного взаимодействия (взаимовлияния).
Управленческая информация – это данные, необходимые для принятия управленческого решения.
Информация делится, как правило, на 2 класса:
1) объективная (то, что можно подтвердить документально);
2) субъективная (отражённая информация, организованная людьми).
Задача субъекта управления в информационной среде управления – это выделить из информации наиболее важную часть и отделить ценную информацию от слухов, которые бывают нужными и ненужными.
Объём Ценности Открытость Насыщенность Достоверность
Рис. Характеристики управленческой информации.
Объём характеризует полноту информации для принятия решения, имеет 3 уровня:
- избыточная информация;
- субминимальный;
- недостаток информации.
1-й уровень повышает качество решения, но увеличивает его стоимость.
2-й уровень: это минимально полный объём; каждый руководитель решает, какой это объём.
3-й уровень – недостаток информации увеличивает степень риска, может привести к неправильному решению, требует специальных методов обработки. Иногда недостаток создаётся искусственно, например засекречивание информации, монополизация информации.
Достоверность информации характеризуется 3 уровнями:
- абсолютный (100%);
- доверительный (80% и более);
- негативный (менее 80%).
Ценность характеризуется снижением уровня затрат, ресурсов на принятие решения. Это самая привлекательная характеристика, т. к. она характеризует информацию как товар. Имеется 4 уровня ценности информации.
- нулевой (не снижаются затраты);
- средний (сокращение уровня затрат или повышение прибыли более, чем на 10%);
- высокий (сокращение уровня затрат или повышение прибыли более, чем в 2 раза);
- сверхвысокий (сокращение уровня затрат или повышение прибыли более, чем в 10 раз). Это новые технологии, новая продукция, маркетинговые исследования.
Насыщенность характеризуется соотношением полезной и фоновой информации. Фоновая информация служит для лучшего восприятия полезной.
Выделяют 3 уровня:
- высокий (80% полезной и 20% фоновой);
- нормативный (50 – 80% полезной);
- низкий (менее 50% полезной).
Насыщенность информации – это искусство управления.
Открытость – это возможность предоставления информации различному контингенту пользователей
3 уровня: - секретная информация;
- конфиденциальная;
- публичная.
Конечная информация, используемая руководителем для разработки управленческого решения должна иметь:
1) ценность – средний и высокий уровень;
2) достоверность – абсолютная;
3) насыщенность – средний уровень;
4) открытость – конфиденциальная или публичная (если не секрет предприятия);
5) объём – на усмотрение.
Эффективность использования информации – это отношение результата (ценность) к затратам (объём, насыщенность, достоверность, открытость).
Закон информированности – упорядоченности:
Чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем большую вероятность устойчивого функционирования она имеет.
Руководитель должен заботиться о внедрении передовых информационных технологий, например, автоматизированных рабочих местах (АРМ), о повышении квалификации рабочих, о создании информационных баз.