Анализ затрат на производство в разрезе экономических элементов

Затраты в копейках на 1 рубль или в рублях на 1000 рублей продаж

Полная себестоимость проданной продукции

По данным ОПУ расчётным путём.

В старой форме – суммированием строк 020, 030, 040

В новой форме – суммированием строк 2120, 2210, 2220

Расчёт производится по формуле на основе калькулирования СУММ(qi*ci)

ci – полная с/с проданной продукции

По данным ОПУ и пояснения к балансу расчёт полной с/с осуществляется следующим образом:

- РОВД всего (см. пояснения)

- изменение остатков (прирост +, уменьшение -): НЗП, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов (в новом балансе –оценочные обязательства)

- с/с произведённой продукции ((п. 1 – прирост )+уменьшение) остатков НЗП и расходов будущих периодов плюс прирост) – уменьшение) резервов предстоящих расходов)

- изменение остатков ГП и товаров отгруженных (прирост +, уменьшение -)

- с/с проданной продукции (пункт 3 – прирост + уменьшение остатков ГП и товаров отгруженных)

(расчёт представлен в табличке 5.66 на странице 89 методических указаний)

Затраты на 1 руб в коп (%) = Полная с/с проданной продукции/Выручка от продаж

В старом ОПУ сумма строк 020, 030, 040/010

В новом ОПУ сумма строк 2120, 2210, 2220/2110

Возможны различные модификации этого показателя

Например, в числителе может быть представлена часть полной с/с, то есть затраты по одному элементу или по одной или нескольким калькуляционным статьям с/с. Этот показатель является универсальным, т.к. позволяет измерить уровень затрат как сравнимой, так и новой продукции.

Этот показатель пригоден для анализа в динамике, так как является относительным. Он обеспечивает увязку результатов анализа себестоимости и прибыли, так как рентабельность – это величина, обратная затратам на рубль. Это сквозной показатель. Он может быть исчислен по одному изделию, по группе изделий, по всей продукции, по отдельному филиалу. Он определяется по отдельным видам или группам однородных изделий, которые приводятся к однородному измерителю, такие расчёты производятся на основе калькуляции.

Затраты на производство или РОВД можно проанализировать по упрощённому варианту. При этом затраты сравниваются за 2 года как в общей сумме, так и в разрезе отдельных элементов, при этом рассчитываются абсолютные и относительные отклонения. Однако сравнение абсолютных сумм затрат за 2 года не позволяет определить реальный размер экономии или роста расходов в отчётном году по сравнению с предыдущим, т.к. абсолютные суммы затрат за разные годы являются несопоставимыми вследствие влияния следующих факторов:

1) В каждом году затраты сложились на объём продаж и на конкретную структуру продаж данного года.

2) Инфляционный фактор по-разному влияет на каждый элемент затрат. В большей степени на материальные затраты и прочие. На сумму амортизационных отчислений инфляция влияет в случае, если имела место переоценка основных средств или приобретение новых объектов. В меньшей степени инфляция влияет на элемент «затраты на оплату труда».

3) От одного года к другому изменяется эффективность затрат. В отчётном году, по сравнению с предыдущим, имеет место либо экономия, либо рост затрат на производство и продажу отдельных видов продукции в связи с изменением степени эффективности использования производственных ресурсов.

4) Методология формирования себестоимости в разные годы может отличаться, что находит отражение в приказах по учётной политике.

 

Наибольший интерес при анализе с целью поиска резервов снижения себестоимости вызывает действие третьего фактора. Однако выявить его влияние сложно в связи с одновременным действием всех других факторов.

Факторный анализ обобщающих показателей с/с

Факторный анализ полной с/с проданной продукции

Такой анализ может быть осуществлён в двух вариантах:

1) Анализ полной с/с ПП в разрезе элементов затрат (табл 5.67)

Размер каждого элемента затрат с/с проданной продукции за отчётный и предыдущий годы определяется умножением полной с/с проданной продукции на удельные веса соответствующих элементов в общей сумме расходов по обычным видам деятельности.

Расчёт удельных весов производится по данным пояснения к балансу.

При анализе осуществляется сравнение с/с проданной продукции отчётного и предыдущего года как в общей сумме, так и по элементам, по результатам сравнения рассчитываются абсолютные и относительные отклонения и выявляются их причины. Следует учесть, что сравниваемые абсолютные показатели с/с проданной продукции являются несопоставимыми в результате действия рассмотренных выше факторов.

2) Анализ полной с/с ПП во взаимосвязи с объёмом, структурой ассортимента продаж и с/с отдельных видов продукции (этот вариант используется только в тех организациях, где имеется калькулирование с/с единицы отдельных видов продукции).

При этом варианте определяется влияние на изменение полной с/с продаж 3 факторов:

а) объём продаж

б) структура продаж

в) с/с отдельных видов продукции

Анализ осуществляется на базе использования приёма элиминирования, а расчёт влияния факторов производится способом цепной подстановки (см. учебник раздел 9.3)

По результатам анализа даётся оценка направленности влияния фактора и определяются возможности воздействия на них самой организации:

1) Рост затрат при росте объёма продаж (если производство рентабельное) оценивается положительно.

2) Рост затрат под влиянием сдвигов в структуре ассортимента, как правило, оценивается отрицательно. Однако такой рост может быть обусловлен характером ценовой и/или ассортиментной политики, направленной на повышение качества и конкурентоспособности продукции.

3) Рост затрат в результате снижения эффективности использования ресурсов всегда оценивается отрицательно.

4) Рост затрат в связи с повышением цен на материальные ресурсы, тарифов на энергоносители и услуги сторонних организаций не может быть оценен однозначно, так как зависит от конъюнктуры рынка.

ПЕРВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ – КР! Экспресс-анализ, финнезависимость, ликвидность и банкротство, платёжеспособность, оборачиваемость