Выбор источников и методов сбора информации

Анализ внешней информационной среды

Анализ внешней информационной среды предполагает:

выявление источников необходимой информации и связей этих источников с информационной системой потребителя;

оценку надежности и достоверности источников информации;

определение объемов и формы представления информации;

выяснение условий и особенностей предоставления информации источником.

Источниками информации могут служить любые объекты окружающего нас мира: предметы живой и неживой природы, события, явления, процессы (физические, экономические, социальные и прочие), а также сами информационные системы различного назначения и принадлежности. Это могут быть люди, владеющие не только сведениями о себе, но и профессиональными знаниями в определенной предметной области, а также предприятия и организации, включая средства массовой информации.

Выбор источников информации и методов ее сбора во многом определяется результатами анализа внешней среды. Критериями выбора источника служат:

надежность и доступность источника;

необходимость и достоверность предоставляемых им сведений;

стоимость информационных услуг;

совместимость формы существующего у источника представления информации с требованиями информационной системы потребителя.

Получение информации потребителем от источника зависит от организационных и экономических взаимоотношений между ними. Информация директивного характера (законодательные акты, постановления, распоряжения и т.п.), как правило, поступает принудительно по установленным каналам связи и не требует организации ее сбора. Такая информация обязательно регистрируется, аннотируется и систематизируется. Учетно-отчетная информация, предоставляемая физическими и юридическими лицами друг другу в соответствии с порядком, установленным законодательно, например, в виде счетов-фактур, деклараций о доходах или товарно-транспортных накладных, сопровождающих потоки ресурсов,также не нуждается в специальных мероприятиях сбора со стороны потребителя.

Среди методов сбора нерегламентированной информации можно выделить:

непрерывный мониторинг процессов и явлений;

статистическое обследование информационных объектов;

приобретение информации по подписке;

электронный поиск в информационных сетях;

разведка.

Примерами мониторинга могут служить: непрерывная автоматическая запись параметров технологического процесса, ежедневный учет объемов продаж или курсов валют. В любом случае, наблюдаемые данные должны фиксироваться в форме, удобной для контроля, переноса на машинные носители и последующей обработки.

Из перечисленных методов сбора особый интерес представляет статистическое обследование, различные формы проведения которого (опрос, анкетирование, перепись) требуют специальных подходов. Целью таких обследований, как правило, является получение оценок параметров или характеристик внешней или внутренней среды управляемой системы (например, предприятия или государства), необходимых для улучшения качества управления. В основе любого статистического обследования лежит получение информации от большого количества независимых, но однотипных источников, например, таких как человек или какой-нибудь товар массового производства. При этом для получения удовлетворительных оценок нет необходимости обследовать всю совокупность этих источников, т.е. проводить полную перепись. Достаточно ограничиться информацией, взятой у некоторой представительной выборки, а оценку получить последующей статистической обработкой в соответствии с существующими методами.