Организационно-экономические информационная система

Предметом нашего рассмотрения будет являться определенная разновидность систем, а именно организационно-экономические информационные системы, которые представляют собой искусственно создаваемый комплекс элементов (научных теорий, методов, технических средств, массивов данных, информационных объектов, людей и т.д.), предназначенный для решения сложной организационной, социальной, экономической или технической проблемы (задачи).

Организационно-экономическая информационная система (ОЭИС) представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира. Информационная система создается для конкретного экономического объекта и должна в определенной мере копировать взаимосвязи элементов объекта.

Для ОЭИС соблюдаются следующие принципы их построения и функционирования.

· Соответствие - ОЭИС должна обеспечивать функционирование объекта с заданной эффективностью. Критерий эффективности должен быть количественным.

· Экономичность - затраты на обработку информации в ОЭИС должны быть меньше экономического выигрыша на объекте при использовании этой информации.

· Регламентность - большая часть информации в ОЭИС поступает и обрабатывается по расписанию, со строгой периодичностью.

· Самоконтроль - непрерывная работа ОЭИС по обнаружению и исправлению ошибок в данных и процессах их обработки.

· Интегрированность - однократный ввод информации в ОЭИС и ее многократное, многоцелевое использование.

· Адаптивность - способность ОЭИС изменять свою структуру и закон поведения для достижения оптимального результата при изменяющихся внешних условиях.

· Обучаемостьспособность к улучшению за счет учета опыта своей работы в прошлом.

· Целостность и устойчивость – достигается благодаря наличию организационной структуры и относительной изолированности от окружающей среды.

Среди других особенностей ОЭИС следует назвать обработку больших объемов информации по сравнительно простым алгоритмам, высокий удельный вес логической обработки данных (сортировка, группировка, поиск, корректировка) и представление подавляющей части информации в виде документов.

При создании информационной системы возникает задача объективной оценки качества ее функционирования. Такая оценка особенно актуальна потому, что современные информационные системы - это сложные и дорогостоящие проекты, на их создание расходуются значительные ресурсы.

Эффективность работы информационной системы выражается при помощи набора числовых характеристик, называемых критериями эффективности. Каждый критерий количественно определяет степень соответствия между результатами проектирования или функционирования ОЭИС и поставленными перед ней целями.

Величина, выбранная в качестве критерия, должна удовлетворять ряду требований:

должна прямо зависеть от процесса проектирования (функционирования) системы;

давать наглядное представление об одной из целей системы,

иметь сравнительно простой алгоритм расчета;

допускать приближенную оценку по экспериментальным данным.

ОЭИС обычно оценивается по комплексу критериев. Оценке подлежат:

система в целом;

отдельные составляющие этапа проектирования системы, например проекты информационного, программного и технического обеспечения;

важнейшие компоненты этапа эксплуатации системы, например подготовка информации, ее обработка, ведение информационных массивов.

Как правило, функционирование ОЭИС направлено на успешную реализацию нескольких целей. Типичный перечень может включать следующие цели.

· Повышение эффективности управления объектом:

.1. Ц1- максимальную полноту информации для обеспечения принимаемых решений;

.2. Ц2 - предоставление необходимой пользователю информации с максимально возможной скоростью;

.3. Ц3 - максимальное удобство взаимодействия информационной системы с потребителями.

· Эффективное использование ресурсов ОЭИС:

.1. Ц4 - сокращение расходов на создание, эксплуатацию и развитие ОЭИС;

.2. Ц5 - максимальное извлечение выходной информации из имеющегося объема данных;

.3. Ц6 - сокращение избыточности в базе данных.

Критериями для названных целей соответственно будут:

· К1 - отношение объема информации в базе данных к объему информации на объекте управления;

· К2 - время обработки информации в ОЭИС;

· КЗ - время, которое потребители расходуют на запрос необходимой информации и ее использование в управлении;

· К4 - сумма капитальных вложений и текущих затрат на создание, эксплуатацию и развитие ОЭИС;

· К5 - отношение объемов входной и выходной информации;

· Кб -доля избыточной информации в общем объеме данных.

Заметим, что одновременное достижение указанных целей практически неосуществимо. Например, повышение эффективности ОЭИС по критериям К1 и КЗ вызывает увеличение значения К4 и достигнутое состояние системы противоречит Ц4.

В рамках ОЭИС можно выделить информационную систему, реализующую функции оперативного управления, которую называют информационной системой организационного управления, или просто информационной системой управления (ИСУ). Ее основные функции – прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование. Управление неразрывно связано с обменом информацией между компонентами системы и внешней средой. Обмен информацией формирует следующие информационные потоки:

информационный поток из внешней среды в систему управления (нормативная, правовая информация, информация о конъюнктуре рынка – спросе на товары, конкурентах, поставщиках и т.д.);

информационный поток из системы управления во внешнюю среду (информация о финансовом, производственно-хозяйственном состоянии предприятия государственным органам, инвесторам, кредиторам, потребителям и т.д.);

информационный поток из системы управления на объект управления (совокупность распорядительной информации для осуществления производственных, финансовых и хозяйственных процессов: планы, приказы, задания и т.п.);

информационный поток от объекта управления в систему управления (учетная информация о состоянии объекта управления, о наличии и качестве всех видов произведенной продукции и имеющихся ресурсов).

Данные потоки необходимо рационально организовать, ими нужно грамотно управлять, их следует использовать для принятия управленческих решений. Все эти и множество других функций берет на себя ИСУ, используя для их реализации разнообразные методы и средства автоматизации, т.е. информационные технологии, на базе которых создают автоматизированные ИСУ.

Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, аппаратно-программных, организационных, технологических средств и специалистов. АИС предназначена для эффективной эксплуатации ОЭИС, включая принятие оптимальных управленческих решений.

Создание, развитие и эксплуатация таких систем способствует значительному повышению качества управления за счет эффективного использования информационных ресурсов предприятия. АИС могут обслуживать как предприятие в целом, так и отдельные функции или задачи управления. Современная индустрия информатизации предлагает множество различных информационно-технологических решений, которые могут использоваться для построения АИС на самых разнообразных организационно-экономических объектах и уровнях управления экономикой.

Классификация организационно-экономических информационных систем

Разнообразие задач, решаемых с помощью ИС, привело к появлению множества разнотипных систем, отличающихся принципами построения и заложенными в них правилами обработки информации.

Информационные системы, в том числе и ОЭИС, можно классифицировать по целому ряду различных признаков. В основу рассматриваемой классификации положены наиболее существенные признаки, определяющие функциональные возможности и особенности построения современных систем. В зависимости от объема решаемых задач, используемых технических средств, организации функционирования, информационные системы делятся на ряд групп (классов) (см. рисунок 3.1.).

Экономические информационные системы можно разделить по отраслям народного хозяйства: на системы, функционирующие в коммерческой сфере, сельскохозяйственные предприятия, предприятия промышленной и непромышленной сферы, банковские, страховые и пр.

По типу хранимых данных ИС делятся на фактографические и документальные. Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Над такими данными можно выполнять различные операции. В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов. Поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится.

В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управления, информационные системы делятся на ручные, автоматические и автоматизированные.


Рисунок. 3.1. Классификация информационных систем

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.

В автоматических ИС все операции по переработке информации выполняются без участия человека.

Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем соответствует современному представлению понятия "информационная система".

В зависимости от характера обработки данных ИС делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие.

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. (Например, ИС библиотечного обслуживания, резервирования и продажи билетов на транспорте, бронирования мест в гостиницах и пр.)

Информационно-решающие системы осуществляют, кроме того, операции переработки информации по определенному алгоритму. По характеру использования выходной информации такие системы принято делить на управляющие и советующие.

Результирующая информация управляющих ИС непосредственно трансформируется в принимаемые человеком решения. Для этих систем характерны задачи расчетного характера и обработка больших объемов данных. (Например, ИС планирования производства или заказов, бухгалтерского учета.) Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и учитывается при формировании управленческих решений, а не инициирует конкретные действия. Эти системы имитируют интеллектуальные процессы обработки знаний, а не данных. (Например, экспертные системы.)

В зависимости от сферы применения различают следующие классы ОЭИС.

Информационные системы организационного управления - предназначены для автоматизации функций управленческого персонала как промышленных предприятий, так и непромышленных объектов (гостиниц, банков, магазинов и пр.).

Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, прогнозирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом, снабжением и другие экономические и организационные задачи.

ИС управления технологическими процессами (ТП) - служат для автоматизации функций производственного персонала по контролю и управлению производственными операциями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических процессов (температуры, давления, химического состава и т.п.), процедур контроля допустимости значений параметров и регулирования технологических процессов.

ИС автоматизированного проектирования (САПР) - предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Интегрированные корпоративные ИС (КИС) - используются для автоматизации всех функций предприятия и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции. Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности. Типовые задачи, решаемые модулями корпоративной системы, приведены в таблице 3.1.

Подсистема маркетинга Производственные подсистемы Финансовые и учетные подсистемы Подсистема управления персоналом Подсистемы стратегического управления
Исследование рынка и прогнозирование продаж Планирование объемов работ и разработка календарных планов Управление портфелем заказов Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах Контроль за деятельностью фирмы
Управление продажами Оперативный контроль и управление производством Управление кредитной политикой Ведение архивов записей о персонале Выявление стратегических проблем
Рекомендации по производству новой продукции Анализ работы оборудования Разработка финансового плана Анализ и планирование подготовки кадров Анализ управленческих и стратегических ситуаций
Анализ и установление цены Участие в формировании заказов поставщикам Финансовый анализ и прогнозирование   Обеспечение процесса выработки стратегических решений
Учет заказов Управление запасами Контроль бюджета, бухгалтерский учет и расчет зарплаты    

Таблица 3.1. Функциональное назначение модулей КИС.

 

Анализ современного состояния рынка ИС показывает устойчивую тенденцию роста спроса на информационные системы организационного управления. Причем спрос продолжает расти именно на интегрированные системы управления. Автоматизация отдельной функции, например, бухгалтерского учета или сбыта готовой продукции, считается уже пройденным этапом для многих предприятий.

В таблице 3.2 приведен перечень наиболее популярных в настоящее время программных продуктов для реализации ИС организационного управления различных уровней интеграции.

 

Локальные системы Малые интегрированные системы Средние интегрированные системы Крупные интегрированные системы (IC)
БЭСТ Инотек Инфософт Супер-Менеджер Турбо-Бухгалтер Инфо-Бухгалтер Concorde XAL Exact NS-2000 Platinum PRO/MIS Scala SunSystems БЭСТ-ПРО 1C-Предприятие БОСС-Корпорация Галактика Парус Ресурс Эталон Microsoft-Business Solutions - Navision, Axapta D Edwards (Robertson & Blums) MFG-Pro (QAD/BMS) SyteLine (COKAП/SYMIX) SAP/R3 (SAP AG) Baan (Baan) BPCS (ITS/SSA) Oracle Applications (Oracle)

Таблица 3.2. Классификация рынка экономических информационных систем

 

Существует классификация ИС в зависимости от уровня управления, на котором система используется.

Информационная система оперативного уровня - системы обработки данных (EDP - Electronic Data Processing) поддерживает исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Информационная система оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой. Задачи, цели, источники информации и алгоритмы обработки на оперативном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы.

Такие системы предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений). Горизонт оперативного управления хозяйственными процессами составляет от одного до нескольких дней и реализует регистрацию и обработку событий (например, оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т. д.). Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т. д.) на их автоматизированных рабочих местах (АРМ);

Информационные системы специалистов - поддерживают работу с данными и знаниями, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача подобных информационных систем - интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.

Информационные системы уровня менеджмента среднего звена (MIS-Management Information System). Ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель или месяцев. Примером таких работ может служить анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных планов. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результатных документов и четко определенный алгоритм решения задач, например свод заказов для формирования производственного плана и определение потребностей в комплектующих деталях и материалах. Решения этих задач предназначены для руководителей различных служб предприятий (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т. д.). Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных;

Стратегическая информационная система - системы поддержки принятия решений (СППР) (DSS-Decision Support System). Используются в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятии, организаций), имеющего стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения новых филиалов предприятия и т. д. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер. Для таких задач свойственны недостаточность имеющейся информации, ее противоречивость и нечеткость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализованность алгоритмов решения. В качестве инструментов обобщения чаще всего используются средства составления аналитических отчетов произвольной формы, методы статистического анализа, экспертных оценок и систем, математического и имитационного моделирования. При этом используются базы обобщенной информации, информационные хранилища, базы знаний о правилах и моделях принятия решений. Они также решают задачу сравнения происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы. Они призваны создать общую среду компьютерной телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях. Используя самые совершенные программы, эти системы способны в любой момент предоставить информацию из многих источников.

С точки зрения программно-аппаратной реализации можно выделить ряд типовых архитектур ИС.

Традиционные архитектурные решения основаны на использовании выделенных файл-серверов или серверов баз данных. Существуют также варианты архитектур корпоративных информационных систем, базирующихся на технологии Internet (Intranet-приложения). Следующая разновидность архитектуры информационной системы основывается на концепции "хранилища данных" (DataWarehouse) - интегрированной информационной среды, включающей разнородные информационные ресурсы. И, наконец, для построения глобальных распределенных информационных приложений используется архитектура интеграции информационно-вычислительных компонентов на основе объектно-ориентированного подхода.