Баланс факторов

Факторный анализ прибыли от продаж продукции

В специальной литературе представлены и на практике используются 5 вариантов методики факторного анализа прибыли от продаж.

1) Упрощённый факторный анализ прибыли от продаж на базе данных ОПУ. При этом варианте используется следующая факторная модель Ппр = В – С – КР – УР

Выручка – себестоимость (неполная) – коммерческие расходы – управленческие расходы

Расчёт влияния факторов-слагаемых на изменение прибыли от продаж осуществляется по формуле dПпр = dВ – dС – dКР – dУР

Этот вариант методики не позволяет установить истинные причины изменения прибыли от продаж, т.к. включённые в расчёт показатели за разные периоды являются несопоставимыми, а их сравнение – некорректным. (Табл. 5.23)

2) Углублённый факторный анализ прибыли от продаж на базе данных ОПУ.При том варианте используется следующая комбинированная факторная модель Ппр = В*Ппр/В = В*(1—СП/В), где СП – полная с/с; СП/В – удельная полная с/с на 1 рубль выручки; затратоёмкость продукции. 1-СП/В – прибыль от продаж на рубль выручки (рентабельность продаж).На основе этой модели производится расчёт влияния на изменение прибыли от продаж двух факторов: количественного - изменения объёма выручки; качественного – изменения удельной полной себестоимости проданной продукции. (УС)

Качественный фактор отражает влияние следующих факторов более низкого порядка:

а) эффективность использования производственных ресурсов

б) цены на потребляемые материальные ресурсы и тарифы на энергоносители и грузоперевозки

в) структура продаж с позиций затратоёмкости отдельных видов продукции

г) цены на проданную продукцию

Расчёт влияния факторов осуществляется способом абсолютных разниц по формулам.

dПпр(dВ) = (В1-В0)*(1-СП0/В0)

dПпр(dУС) = В1*(СП1/В1-СП0/В0) с обратным знаком

dПпр = Ппр1-Ппр0 = dПпр(dВ)+ dПпр(dУС)

В ходе дальнейшего анализа влияние удельной полной с/с можно детализировать по составляющим её элементам.

СП/В = С/В+КР/В+УР/В

С/В – удельная неполная с/с

КР/В – коммерческие расходы на рубль выручки

УР/В – управленческие расходы на рубль выручки

После преобразования комбинированная модель принимает вид:

Ппр = В*(1-(С/В+КР/В+УР/В)) (табл. 5.24, 5.25)

3) Факторный анализ прибыли от продаж на базе данных отчёта о прибылях и убытках и приложении (пояснении) к балансу. В действующей отчётности – ф. №5.

При этом варианте используется следующая комбинированная факторная модель:

Ппр = В(1-СП/В) = В*(1-(МЗ/В+(ЗОТ+ОСН)/В+А/В+Проч/В))

МЗ/В –материалоёмкость, (ЗОТ+ОСН)/В – зарплатоёмкость, амортизациеёмкость, ПЗ/В – удельные прочие затраты).

В этой модели полная с/с проданной продукции представлена в поэлементном разрезе, в связи с чем определяется влияние на изменение прибыли от продаж, эффективности использования отдельных видов производственных ресурсов, что находит отражение в показателях удельных затрат.

Расчёт влияния факторов по этой модели осуществляется способом абсолютных разниц. Детализация влияния удельной полной себестоимости проданной продукции осуществляется на основе данных пояснений (форма №5) и требует предварительных расчётов:

- структуры общей суммы расходов по обычным видам деятельности, т.е. определение удельных весов каждого элемента расходов в их общей сумме.

- размера каждого элемента в полной с/с проданной продукции исходя из предположения, что структура себестоимости идентична структуре общих расходов.

4) Факторный анализ прибыли от продаж на базе данных ОПУ и информации об индексе цен.Необходимым условием использования этого варианта является наличие индексов цен на продукцию. При внешнем анализе информацию об индексах цен можно получить из статистических и аналитических обзоров, интернет-источников, прайс-листов и т.д. При внутреннем анализе расчёт индекса цен осуществляется по формуле

Iцен = СУММ(О1*Ц1)/СУММ(О1*Ц0)

 

12-го декабря – последний понедельник перед экзаменами.- ЗАЧЁТ

Оi – объём проданной продукции «итого» вида в натуральном выражении в отчётном периоде

Цi 1,0 – продажная цена единицы продукции «итого» вида без косвенных налогов в отчётном и базисном периодах

I – конкретный вид продукции

n – количество видов

Выручка от продаж в числителе

Знаменатель – объём продаж отчётного периода в базисных ценах

 

Факторный анализ прибыли от продаж при этом варианте осуществляется на основе использования приёма элиминирования, а расчёт влияния факторов производится способом цепной подстановки.

Использование этого варианта позволяет определить влияние трёх факторов:

1) Изменение объёма продаж

2) Изменение полной с/с проданной продукции (в ней с учётом сдвигов в структуре ассортимента в позиций затратоёмкости её отдельных видов)

3) Изменение цен продаж

При анализе кроме данных ОПУ используются дополнительные показатели, которые являются подстановками. Расчёт этих показателей осуществляется в несколько этапов.

 

1) Расчёт выручки от продаж отчётного периода в базисных ценах осуществляется по формуле Выр. условная = В1/Индекс цен = СУММ(Объём1*Цена0)

2) Расчёт индекса объёма продаж Индекс=Вусл./В0

3) Расчёт полной с/с проданной продукции отчётного периода в базисных затратах на единицу продукции в базисных затратах СПусл.=СП0*Индекс ОП

4)Расчёт базисной прибыли от продаж, рассчитанной исходя из фактического объёма продаж

Ппродаж усл.=Выр.усл.-СПусл.

Прибыль, если бы цены и затраты не поменялись.

Расчёт влияния факторов осуществляется по формулам

1) Влияние фактора объёма продаж

dПпр(dОП)=Ппрусл.-Ппр0

2) Влияние фактора с/с продаж (с учётом структурных сдвигов)

dПпр(dСП)=--(СП1-СПусл)

3) Влияние фактора продажных цен

dПпр(dЦ)=В1-Вусл.

Алгебраическая сумма влияния всех факторов должна соответствовать размеру отклонения отчётного значения прибыли от продаж от базисного.

Баланс факторов рассчитывается по формуле

dПпр=Ппр1-Ппр0=dПпр(dОП)+ dПпр(dСП)+ dПпр(dцен)

 

5) Факторный анализ прибыли от продаж на базе ОПУ и расчётной информации о фактическом ОП в ценах и затратах базисного периода.

Этот вариант используется в организациях, где осуществляется калькулирование себестоимости единицы продукции. При этом варианте производится расчёт влияния 4-х факторов.

1) Объём продаж

2) Структура продаж

3) Полная с/с продаж

4) Цены продаж

При любом варианте методики дальнейший анализ должен быть направлен на изучение влияния каждого фактора с целью определения возможностей роста прибыли от продаж. При этом в обязательном порядке производится факторный анализ себестоимости, объёма продаж и ассортимента проданной продукции.

 

Факторный анализ чистой прибыли – см. далее (март)

Рост ЧП – основной фактор увеличения СК, а тем самым и повышения уровня финансовой устойчивости.

Расчёт ЧП в ОПУ производится по формуле, представляющей аддитивную факторную модель: в старом отчёте

1)ЧП = ПДН + ОНА – ОНО – ТНП

ОНА – отложенные налоговые активы, ОНО – обязательства, ТНП – текущий налог на прибыль

ЧП в новом отчёте = ПДН – ТНП – dОНО + dОНА – Прочее

Изменение ЧП в отчётном по сравнению с базисным представляет сумму изменений, влияющих на неё факторов-слагаемых

На основе приёма элиминирования изменение ЧП определяется по формулам:

dЧП =d ПДН +d ОНА –d ОНО – dТНП

dЧП в новом отчёте =d ПДН – dТНП –d dОНО + ddОНА – dПрочее

ОНА –отложенные налоговые активы или отложенный НПО, который уменьшает его размер в следующем отчётном периоде.

ОНА = ВВР * Нс

ВВР – вычитаемые временные разницы (ПБУ №18)

Нс – ставка

Временные разницы – доходы и расходы, которые формируют прибыль до налогообложения в одном отчётном периоде, а налоговую базу по НПО – в другом.

ОНО –отложенные налоговые обязательства по НПО, которые увеличивают его размер в следующем отчётном периоде.

ОНО = Налогооблагаемые временные разницы, возникшие в отчётном периоде*Нс

При расчёте текущего налога на прибыль следует руководствоваться п. 21 ПБУ 18/02 «Учёт налога на прибыль»

Текущий налог на прибыль рассчитывается по формуле

2)ТНП = УРНП + ПНО – ПНА + ОНА - ОНО

УРНП – условный расход по налогу на прибыль = ПДН*Нс

ПНО – постоянные налоговые обязательства = ПНР(разница)*Нс

ПНР – это расходы, которые учитываются при подсчёте прибыли до налогообложения, но никогда не могут быть приняты при исчислении налогооблагаемой прибыли (все сверхнормативные расходы, которые не принимаются в целях налогообложения по 25 главе НК ст. 270).

ПНА – это постоянная вычитаемая разница*Нс

ПВР – это доходы, которые учитываются в бухучёте а при определении налоговой базы по НПО не учитываются (ст. 251 25-й главы НК)

В новой форме ОПУ ПНА и ПНО отражаются в величине текущего налога на прибыль и показываются по отдельной строке «в том числе»

При анализе следует учесть 2 момента:

1) в формуле расчёта ЧП присутствует повторный счёт факторов с противоположными знаками: а именно, ОНА и ОНО выступают одновременно как самостоятельные факторы, и они же присутствуют в расчёте ТНП

если в формулу 1 подставить формулу 2, то мы получим ЧП = ПДН + ОНА – ОНО – УРНП – ПНО + ПНА – ОНА + ОНО = ПДН – УРНП + ПНА – ПНО

После преобразования факторная модель 1 примет вид: ЧП = ПДН – УРНП – ПНО + ПНА

ОНА – счёт 77

Сн 300  
Ск 400  

500-400 = 100 попадут в ОПУ, если по кредиту больше – с минусом

400 в баланс

2) в старом отчёте до показателей ЧП по свободной строке (строкам) отражаются вычеты из прибыли до налогообложения при расчёте чистой прибыли, например, такие, как:

а) штрафы и пени, подлежащие уплате в бюджет и внебюджетные фонды

б) ОНА и ОНО по выбывшим объектам их учёта

в) НПО в бюджет по перерасчёту за прошлые годы, если такой перерасчёт произведён в текущем году, и др.

В новом отчёте все вычеты про строке «Прочее» с детализацией в пояснениях к балансу