Информационные потребности

Информационные потребности

Для организации эффективного информационного обслуживания необходимо четко представлять информационные потребности субъекта (общества, коллектива, личности), выступающего в роли потребителя информации, т.е. требуются сведения о том, кому, когда, какая и в какой форме информация должна быть предоставлена. Одновременно с развитием информационного рынка требуется также отвечать на вопросы, связанные с проблемой собственности ИР, затрат на их эксплуатацию, стоимости информационного обслуживания. Учитывая, что информационные потребности находятся в основе информационного обслуживания, необходимо иметь представление об их видовой структуре и уметь пользоваться современными методами их изучения.

Информационной потребностью (ИП) называют осознанную нужду в информации или, другими словами, осознание недостаточности имеющейся информации.

Различают субъективные ИП и потребности в объективно необходимой информации. Субъективные ИП ассоциируются с мнением и требованиями потребителя, его представлениями, знаниями, умением сформулировать запрос. Потребность в объективно необходимой информации связана с задачей, проблемой, для которой исследуют ИП, в частности, в системе управления промышленным предприятием.

Для более эффективной организации информационного обслуживания необходимо учитывать свойства информационных потребностей – субъективизм и неадекватность выражения ИП. Иными словами, ИП субъекта определяется степенью понимания стоящих перед ним задач, и знания возможностей систем информационного обслуживания.

Как выявить информационные потребности? Существуют две группы методов изучения ИП:

§ косвенные, базирующиеся на изучении мнений специалистов, с помощью которых определяют ИП субъекта; реализуются с помощью анкетирования, интервьюирования и других социологических процедур, либо с использованием экспертных методов. С их помощью изучают не столько ИП, сколько представление субъекта об этих потребностях.

§ прямые, связанные с изучением задачи, проблемы, объекта, конкретной ситуации, которые позволяют выявить потребность в объективно-необходимой информации, независимо от того, запросили ли ее специалисты. Применение прямых методов связано с изучением предметной области и функционально-должностных обязанностей специалистов. Здесь широко используются методы анализа систем, базирующихся на анализе структуры целей и функций деятельности потребителя информации, а также методы математического моделирования. Использование прямых методов позволяет не только обеспечить информационную поддержку членов коллектива, но и определить, какая именно информация нужна каждому для исполнения своих обязанностей. В результате формируется информационная модель, отражающая потенциальные информационные потребности управляющего органа и каждого специалиста, позволяющая организовать информационное обслуживание в процессе управления предметной областью.