Экономическая информация
Экономическая деятельность любой организации всегда связана с такими функциями управления, как учет, контроль, планирование, анализ и регулирование, в процессе выполнения которых формируется информация о ходе работы предприятия, сопоставляются фактические и нормативные показатели, формулируются глобальные и локальные направления деятельности, разрабатываются предложения по установлению причин отклонений и корректировке результатов.
Во всех системах, используемых для управления и регулирования, происходят процессы передачи, хранения и переработки информации. Управление, построенное по принципу обратных связей, — один из наиболее общих и важных принципов, объединяющих технические устройства, живые организмы и экономические системы. В процессе управления возникает информация, которая является видом причинно-следственной связи. Благодаря ей осуществляется воздействие управляющей системы на управляемую, и наоборот.
Отражая объективную реальность, информация фиксируется в первичных и отчетных документах, чертежах, книгах, газетах и журналах, содержится в радио- и телепередачах, телефонных разговорах, в контрольно-измерительных приборов, счетчиков, датчиков, часов и табло, передается по телетайпам и диспетчерской связи, в ходе переписки, совещаний и бесед. Она характеризуется основными признаками: качественным и количественным. Качественный признак позволяет классифицировать ее по отраслям знаний, функциям управления и т.п. Количественный подход определяет измерения, на основании которых можно установить ее объем и трудоемкость получения, а также технические средства для передачи, сбора, хранения и фиксации, технологию обработки.
Под термином экономическая информация следует понимать все те сведения в сфере экономики, которые необходимо фиксировать, передавать, хранить и обрабатывать для использования в управлении как хозяйством страны в целом, так и отдельными его объектами. Экономическую информацию, описывающую уже совершившиеся события, явления и хозяйственные процессы, принято называть учетной, а информацию, описывающую явления и события, которые будут совершены в будущем, — плановой (перспективной, прогнозируемой). Благодаря плановой информации осуществляется некоторое целенаправленное воздействие на объект, предусматривающее определение путей достижения поставленных целей. Формирование плановой информации основано на экономическом анализе, в процессе которого оцениваются результаты работы и выявляются имеющиеся резервы. Получение всех показателей результатов деятельности предприятия и оценка базируются на данных учета. Взаимосвязь планирования, регулирования и учета представляет собой контур управления. Учетнаяинформация есть адекватное отображение процесса расширенного производства — сложной динамической системы, непрерывно переходящей из одного состояния в другое.
Теорию экономической информации следует рассматривать как часть общей теории информации, одним из важнейших понятий в которой является сигнал, представляющий собой форму воплощения и перенесения информации. С помощью сигналов (звуковых, цифровых, буквенных) можно передавать и получать сообщения.
Важными понятиями являются количественное измерение информации и процессы ее преобразования. Экономическая информация в основном дискретна и состоит из отдельных сообщений, т.е. комплексов значений, характеризующих конкретные факты, предметы, явления, хозяйственные операции и т.п. Каждое сообщение может быть представлено в виде чередования импульсов, букв, цифр или других символов.
Количество информации в сообщении представляет собой определенный объем и может измеряться в различных единицах: бит (двоичная единица), бодо (телеграфная единица), нит (натуральная единица), сообщение, слово, строка, показатель, разряд.
В рамках кибернетического подхода каждый хозяйствующий субъект (компанию, предприятие, организацию) можно рассматривать как объект регулирования с присущей ему информационной системой. В эту систему поступает информация, разделяемая на внешнюю и внутреннюю. Первую предприятие получает извне (о внешней среде), а вторая образуется на самом объекте регулирования, в основном как первичная, получаемая в результате регистрации тех или иных явлений и фактов.
Для внешней информации характерна неточность, обрывочность, противоречивость. Она может касаться состояния рынка и конкурентов, прогнозов процентных ставок и цен, налоговой политики и политической ситуации. По своей природе она носит вероятностный характер, и поэтому ее обработка стандартными средствами весьма затруднена.
Внутренняя информация возникает в самой системе управления и отражает в различные временные интервалы состояние объекта управления. Как правило, эти данные измеряются и в первичных документах фиксируется числовое значение информации.
По возможности обработки вся информация может быть разделена на обрабатываемую и необрабатываемую.
Экономическая информация характеризуется большим объемом, многократным использованием, обновлением и преобразованием, большим числом логических операций и относительно несложных математических расчетов для получения многих видов результатной информации.
В результате обработки первичной информации образуется созданная производная информация, подразделяемая на результатную исходящую, используемую для различных целей, и пробную, которая вместе с входящей внешней и первичной информацией снова проходит обработку.
По объективности отражения действительности экономическая информация разделяется на достоверную и недостоверную (некачественную). Недостоверной она бывает как с момента возникновения, так и с любой стадии обработки и передачи, что может значительно ее дискредитировать.
По насыщенности информация разделяется на недостаточную, достаточную и избыточную, а также на полезную и бесполезную. При этом критерий полезности зависит от цели получения сведений.
По функциям управления экономическая информация может быть подразделена на плановую (включая технико-экономическую и планово-производственную), нормативную, учётную, аналитическую.
По применяемости информацию разделяют на постоянную и переменную. Постоянная характеризует различные сущности объекта: призначную часть, нормативно-расценочные данные, последовательность выполнения процессов и др. Обработку информации с использованием персональных компьютеров можно эффективно организовать на основе вывода всей постоянной части информации первичных и других документов для ее хранения в памяти компьютера в виде справочников, которые в дальнейшем используются многократно. В этих случаях значительно уменьшаются работы по регистрации информации и объем первичной информации.
Экономическую информацию можно классифицировать также по отраслевой принадлежности, органам управления, видам расчетов и т.д.
Существующие методы расчета объемов вычислительных работ и сопутствующей экономической информации можно разделить на группы в зависимости от единиц измерения, положенных в основу расчета:
1) в натуральных единицах измерения (знаках, строкографах, показателях, документостроках, операциях, действиях и т.п.);
2) по ее трудоемкости, т.е. по затратам времени на обработку в условиях отсутствия автоматизации. Обычно это определение трудоемкости по видам операций или общей трудоемкости с использованием укрупненных нормативов.
Анализ показывает, что натуральные единицы измерения наиболее точно отражают действительные объемы. Методы расчета объема работ по трудоемкости имееют существенный недостаток, заключающийся в том, что трудоемкость вычислительных работ является функцией ряда факторов: квалификации управленческого персонала, форм первичных документов, форм и методов учета и т.д.
Состав и виды информационных технологий
Успешное внедрение информационных технологий связано с возможностью их типизации. Конкретная информационная технология обладает комплексным составом компонентов, поэтому целесообразно определить ее структуру и состав.
Конкретная информационная технология определяется в результате компиляции и синтеза базовых технологических операций, специализированных технологий и средств реализации.
Технологический процесс — часть информационного процесса, содержащая действия (физические, механические и др.) по изменению состояния информации.
Информационная технология базируется на реализации информационных процессов, разнообразие которых требует выделения базовых, характерных для любой информационной технологии.
Базовый технологический процесс основан на использовании стандартных моделей и инструментальных средств и может быть использован в качестве составной части информационной технологии. К их числу можно отнести: операции извлечения, транспортировки, хранения, обработки и представления информации.
Среди базовых технологических процессов выделим:
• извлечение информации;
• транспортирование информации;
• обработку информации;
• хранение информации;
• представление и использование информации.
Процесс извлечения информации связан с переходом от реального представления предметной области к его описанию в формальном виде и в виде данных, которые отражают это представление.
В процессе транспортирования осуществляют передачу информации на расстояние для ускоренного обмена и организации быстрого доступа к ней, используя при этом различные способы преобразования.
Процесс обработки информации состоит в получении одних «информационных объектов» из других «информационных объектов», путем выполнения некоторых алгоритмов; он является одной из основных операций, выполняемых над информацией и главным средством увеличения ее объема и разнообразия.
Процесс хранения связан с необходимостью накопления и долговременного хранения данных, обеспечением их актуальности, целостности, безопасности, доступности.
Процесс представления и использования информации направлен на решение задачи доступа к информации в удобной для пользователя форме.
Базовые информационные технологии строятся на основе базовых технологических операций, но кроме этого включают ряд специфических моделей и инструментальных средств. Этот вид технологий ориентирован на решение определенного класса задач и используется в конкретных технологиях в виде отдельной компоненты. Среди них можно выделить:
• мультимедиа-технологии;
• геоинформационные технологии;
• технологии защиты информации
• CASE-технологии;
• телекоммуникационные технологии;
• технологии искусственного интеллекта.
Специфика конкретной предметной области находит отражение в специализированных информационных технологиях, например, организационное управление, управление технологическими процессами, автоматизированное проектирование, обучение и др. Среди них наиболее продвинутыми являются следующие информационные технологии:
1 — организационного управления (корпоративные информационные технологии);
2 — в промышленности и экономике;
3 — в образовании;
4 — автоматизированного проектирования.
Аналогом инструментальной базы (оборудование, станки, инструмент) являются средства реализации информационных технологий, которые можно разделить на методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные.
CASE-технология (Computer Aided Software Engineering —- Компьютерное Автоматизированное Проектирование Программного обеспечения) является своеобразной «технологической оснасткой», позволяющей осуществить автоматизированное проектирование информационных технологий.
Методические средства определяют требования при разработке, внедрении и эксплуатации информационных технологий, обеспечивая информационную, программную и техническую совместимость. Наиболее важными из них являются требования по стандартизации.
Информационные средства обеспечивают эффективное представление предметной области, к их числу относятся информационные модели, системы классификации и кодирования информации (общероссийские, отраслевые) и др.
Математические средства включают в себя модели решения функциональных задач и модели организации информационных процессов, обеспечивающие эффективное принятие решения. Математические средства автоматически переходят в алгоритмические, обеспечивающие их реализацию.
Технические и программные средства задают уровень реализации информационных технологий как при их создании, так и при их реализации
Таким образом, конкретная информационная технология определяется в результате компиляции и синтеза базовых технологических операций, «отраслевых технологий» и средств реализации.
Этапы эволюции информационных технологий
Эволюция информационных технологий наиболее ярко прослеживается на процессах хранения, транспортирования и обработки информации.
В управлении данными, объединяющем задачи их получения, хранения, обработки, анализа и визуализации, выделяют шесть временных фаз (поколений), которые представлены на рис. 1. Вначале данные обрабатывали вручную. На следующем шаге использовали оборудование с перфокартами и электромеханические машины для сортировки и табулирования миллионов записей. В третьей фазе данные хранились на магнитных лентах, и сохраняемые программы выполняли пакетную обработку последовательных файлов. Четвертая фаза связана с введением понятия схемы базы данных и оперативного навигационного доступа к ним. В пятой фазе был обеспечен автоматический доступ к реляционным базам данных и была внедрена распределенная и клиент-серверная обработка. Теперь мы находимся в начале шестого поколения систем, которые хранят более разнообразные типы данных (документы, графические, звуковые и видеообразы). Эти системы шестого поколения представляют собой базовые средства хранения для появляющихся приложений Интернета и Интранета.
.
Рис. 1. Временные фазы развития управления данными
В нулевом поколении (4000 г. до н.э. — 1900 г.) в течение шести тысяч лет наблюдалась эволюция от глиняных таблиц к папирусу, затем к пергаменту и, наконец, к бумаге. Имелось много новшеств в представлении данных: фонетические алфавиты, сочинения, книги, библиотеки, бумажные и печатные издания. Это были большие достижения, но обработка информации в эту эпоху осуществлялась вручную.
Первое поколение (1900—1955) связано с технологией перфокарт, когда запись данных представлялась на них в виде двоичных структур. Процветание компании IBM в период 1915—1960 гг. связано с производством электромеханического оборудования для записи данных на карты, сортировки и составления таблиц. Громоздкость оборудования, необходимость хранения громадного количества перфокарт предопределили появление новой технологии, которая должна была вытеснить электромеханические компьютеры.
Второе поколение (программируемое оборудование обработки записей, 1955—1980 гг.) связано с появлением технологии магнитных лент, каждая из которых могла хранить информацию десяти тысяч перфокарт. Для обработки информации были разработаны электронные компьютеры с хранимыми программами, которые могли обрабатывать сотни записей в секунду. Ключевым моментом этой новой технологии было программное обеспечение, с помощью которого сравнительно легко можно было программировать и использовать компьютеры.
Программное обеспечение этого времени поддерживало модель обработки записей на основе файлов. Типовые программы последовательно читали несколько входных файлов и производили на выходе новые файлы. Для облегчения определения этих ориентированных на записи последовательных задач были созданы COBOL и несколько других языков программирования. Пакетная обработка позволяла очень эффективно использовать компьютеры, но обладала двумя серьезными ограничениями: невозможностью распознавания ошибки до обработки основного файла и отсутствием оперативного знания о текущей информации.
Третье поколение (оперативные базы данных, 1965—1980 гг.) связано с внедрением оперативного доступа к данным в интерактивном режиме, основанном на использовании систем баз данных с оперативными транзакциями.
Технические средства для подключения к компьютеру интерактивных компьютерных терминалов прошли путь развития от телетайпов к простым алфавитно-цифровым дисплеям и, наконец, к сегодняшним интеллектуальным терминалам, основанным на технологии персональных компьютеров.
Оперативные базы данных хранились на магнитных дисках или барабанах, которые обеспечивали доступ к любому элементу данных за доли секунды. Эти устройства и программное обеспечение управления данными давали возможность программам считывать несколько записей, изменять их и затем возвращать новые значения оперативному пользователю. В начале системы обеспечивали простой поиск данных: либо прямой поиск по номеру записи, либо ассоциативный поиск по ключу.
Простые индексно-последовательные организации записей быстро развились в более мощную модель, ориентированную на наборы. Модели данных прошли эволюционный путь развития от иерархических и сетевых к реляционным.
К 1980 г. сетевые (и иерархические) модели данных, ориентированные на наборы записей, стали очень популярны. Однако навигационный программный интерфейс был низкого уровня, что послужило толчком к дальнейшему совершенствованию информационных технологий.
Четвертое поколение (реляционные базы данных: архитектура «клиент — сервер», 1980—1995 гг.) явилось альтернативой низкоуровневому интерфейсу. Реляционная модель данных обладает унифицированным языком для определения данных, навигации по данным и манипулирования данными. Работы в этом направлении породили язык, названный SQL, принятый в качестве стандарта.
Сегодня почти все системы баз данных обеспечивают интерфейс SQL. Кроме того, во всех системах поддерживаются собственные расширения, выходящие за рамки этого стандарта.
Кроме повышения продуктивности и простоты использования реляционная модель обладает некоторыми неожиданными преимуществами: 1) она оказалась хорошо пригодной к использованию в архитектуре «клиент—сервер», параллельной обработке и графических пользовательских интерфейсах;
2) параллельная обработка баз данных была вторым неожиданным преимуществом реляционной модели.
Пятое поколение (мультимедийные базы данных, с 1995 г.) связано с переходом от традиционных хранящих числа и символы к объектно-реляционным, содержащим данные со сложным поведением. Например, географам следует иметь возможность реализации карт, специалистам в области текстов имеет смысл реализовывать индексацию и выборку текстов, специалистам по графическим образам стоило бы реализовать библиотеки типов для работы с образами.
Быстрое развитие Интернета усиливает эти дебаты. Клиенты и серверы Интернета строятся с использованием апплетов и «хелперов», которые сохраняют, обрабатывают и отображают данные того или иного типа. Пользователи вставляют эти апплеты в браузер или сервер. Общераспространенные апплеты управляют звуком, графикой, видео, электронными таблицами, графами. Для каждого из ассоциированных с этими апплетами типов данных имеется библиотека классов. Библиотеки классов должны поддерживаться на серверах баз данных.
Подводя итог, следует отметить, что базы данных призваны хранить не только числа и текст. Они используются для хранения многих видов объектов и связей между этими объектами, что мы видим в World Wide Web.
Другим впечатляющим примером базы данных является создаваемая всемирная библиотека. Многие ведомственные библиотеки открывают доступ к своим хранилищам в режиме on-line. Новая научная литература публикуется в режиме on-line.
Быстрое развитие технологий хранения информации, коммуникаций и обработки позволяет переместить всю информацию в киберпространство. Программное обеспечение для определения, поиска и визуализации оперативно доступной информации — ключ к изданию и доступу к такой информации.