СТРУКТУРА ОТЧЕТА
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА
По окончании проведения исследования СУ в соответствии с ТЗ, планом или программой работ, как правило, предусматривается оформление отчета. Он должен удовлетворять определенным требованиям. Для большинства случаев необходимо использовать те правила оформления, которые приведены в межгосударственном стандарте ГОСТ Р 7.32—2002 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Требования указанного стандарта распространяются на отчеты практически всех видов НИР по всем областям науки, техники и иным сферам деятельности, выполняемых различными научными, проектными и другими организациями, в том числе высшими учебными заведениями, промышленными предприятиями, акционерными обществами и т. п.
Отчет об исследовании СУ(далее по тексту — «отчет») является документом, содержащим информацию о состоянии рассматриваемой проблемы (процесса, результате исследования) и исчерпывающие систематизированные сведения о всей выполненной работе. Он может быть о работе в целом, промежуточным — об отдельном этапе и заключительным.
Отчет составляется исполнителями работы, рассматривается и утверждается в установленном порядке. Для тех отчетов, для которых предусмотрена государственная регистрация, одновременно с его подготовкой ответственный исполнитель заполняет информационную карту определенного образца.
Общими требованиями к отчету при его оформлении являются:
• логическая последовательность и четкость изложения материала;
• убедительность аргументации;
• краткость, ясность и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;
• информационная выразительность;
• достоверность, то есть соответствие описания исследуемого объекта его фактическому состоянию;
• конкретность изложения результатов работы;
• достаточность и обоснованность решений, указаний, рекомендаций, предложений и выводов.
Очень важно в отчете правильно сформулировать цель исследования СУ.
В отчет структурно, в общем случае, входят:
• титульный лист;
• список исполнителей;
• реферат;
• содержание (оглавление);
• нормативные ссылки;
• определения;
• обозначения и сокращения;
• введение;
• основная часть (должна иметь наименование и можетподразделяться на подразделы и т.д);
• заключение;
• список использованных источников;
• приложения.
Элементы «Определения» и «Обозначения и сокращения» при целесообразности можно объединять в один: «Определения, обозначения и сокращения».
В зависимости от специфики работ и конкретного содержания отчета в нем могут быть некоторые части отсутствовать или какие либо структурные элементы включаться дополнительно. Однако это не должно снижать информативность и ценность отчета.
Логично разделы «Приложения» и «Список использованных источников» поменять местами, так как в приложениях могут быть ссылки на использованные литературные источники.