СТРУКТУРА ОТЧЕТА

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА

По окончании проведения исследования СУ в соответствии с ТЗ, планом или программой работ, как правило, предусматривается оформление отчета. Он должен удовлетворять определенным требо­ваниям. Для большинства случаев необходимо использовать те пра­вила оформления, которые приведены в межгосударственном стан­дарте ГОСТ Р 7.32—2002 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследова­тельской работе. Структура и правила оформления». Требования указанного стандарта распространяются на отчеты практически всех видов НИР по всем областям науки, техники и иным сферам дея­тельности, выполняемых различными научными, проектными и другими организациями, в том числе высшими учебными заве­дениями, промышленными предприятиями, акционерными обще­ствами и т. п.

Отчет об исследовании СУ(далее по тексту — «отчет») является документом, содержащим информацию о состоянии рассматривае­мой проблемы (процесса, результате исследования) и исчерпываю­щие систематизированные сведения о всей выполненной работе. Он может быть о работе в целом, промежуточным — об отдельном этапе и заключительным.

Отчет составляется исполнителями работы, рассматривается и утверждается в установленном порядке. Для тех отчетов, для кото­рых предусмотрена государственная регистрация, одновременно с его подготовкой ответственный исполнитель заполняет информа­ционную карту определенного образца.

Общими требованиями к отчету при его оформлении являются:

• логическая последовательность и четкость изложения материа­ла;

• убедительность аргументации;

• краткость, ясность и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;

• информационная выразительность;

• достоверность, то есть соответствие описания исследуемого объекта его фактическому состоянию;

• конкретность изложения результатов работы;

• достаточность и обоснованность решений, указаний, реко­мендаций, предложений и выводов.

Очень важно в отчете правильно сформулировать цель исследо­вания СУ.

В отчет структурно, в общем случае, входят:

• титульный лист;

• список исполнителей;

• реферат;

• содержание (оглавление);

• нормативные ссылки;

• определения;

• обозначения и сокращения;

• введение;

• основная часть (должна иметь наименование и можетподразделяться на подразделы и т.д);

• заключение;

• список использованных источников;

• приложения.

Элементы «Определения» и «Обозначения и сокращения» при целесообразности можно объединять в один: «Определения, обо­значения и сокращения».

В зависимости от специфики работ и конкретного содержания отчета в нем могут быть некоторые части отсутствовать или какие либо структурные элементы включаться дополнительно. Однако это не должно снижать информативность и ценность отчета.

Логично разделы «Приложения» и «Список использованных ис­точников» поменять местами, так как в приложениях могут быть ссылки на использованные литературные источники.