ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

ВИДЫ МЕТОДОЛОГИЙ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ

Методология, как уже рассматривалось ранее, позволяет опре­делить цели. Она также находит свое воплощение в формулирова­нии исходных гипотез, выборе подхода, принципов и методов исследования.

По содержанию различают методологии:

агностицизма, предполагающего невозможность познания ре­альной действительности;

дуализма, построенного на предположении наличия в явлении двух сущностей;

материализма, в основе которого находится материалистиче­ское понимание всех явлений;

позитивизма, исходные положения которого сводятся, в ос­новном, только к изучению объекта с точки зрения его полезности и оценке этой полезности;

теологизма, в основе которого вера в Бога (т.е. в высшее су­щество), абсолютную идею и т.п.;

экзистенциализма, основывающегося на априорном преувели­чении фактических данных.

Использование любой методологии определяет применение того или иного подхода к исследованию, обусловливающего установле­ние определенного вида зависимостей, связей и отношений в изу­чаемом объекте.

Исходя из этого среди всех возможных подходов к исследованию объектов можно выделить:

механистический, основанный на изучении в объекте только причинно-следственных связей;

метафизический, в котором приоритет отдается связям дви­жения в виде превращения одного из них в другое с последующим возвращением к исходному;

биологический, в котором приоритет отдается функциональ­ным связям биологического характера (т.е. таким, как в живых ор­ганизмах);

диалектический, основанный на законах диалектики (закона единства и борьбы противоположностей и др.

Выбор методологического подхода к исследованию оказывав самое существенное влияние на процесс его проведения и результа­тивность, так как от этого во многом зависит направленность все исследовательских работ. Большая часть изучаемых объектов — ди­намичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемы подходов их исследования является диалектический.

Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым за­коном этого учения выступает закон единства и борьбы противопо­ложностей, а основополагающим принципом — принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали.

Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании принципы восхождения от абстрактно­го к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимо­действия.

Существенную значимость при использовании диалектического подхода приобретают исторический и логический методы познания истины.

Диалектический подход к исследованию в связи с его положе­ниями о постоянстве происходящих изменений, необходимости замены всего устаревающего новым является наиболее прогрессив­ным и используется в подавляющей части всех проводимых иссле­дований. По существу, выбор и использование принципов и мето­дов диалектического подхода к исследованию в сочетании с мето­дологическим инструментарием других подходов является в современный период его практической формулой.

Диалектический подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и в первую очередь системного.