ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
ВИДЫ МЕТОДОЛОГИЙ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
Методология, как уже рассматривалось ранее, позволяет определить цели. Она также находит свое воплощение в формулировании исходных гипотез, выборе подхода, принципов и методов исследования.
По содержанию различают методологии:
• агностицизма, предполагающего невозможность познания реальной действительности;
• дуализма, построенного на предположении наличия в явлении двух сущностей;
• материализма, в основе которого находится материалистическое понимание всех явлений;
• позитивизма, исходные положения которого сводятся, в основном, только к изучению объекта с точки зрения его полезности и оценке этой полезности;
• теологизма, в основе которого вера в Бога (т.е. в высшее существо), абсолютную идею и т.п.;
• экзистенциализма, основывающегося на априорном преувеличении фактических данных.
Использование любой методологии определяет применение того или иного подхода к исследованию, обусловливающего установление определенного вида зависимостей, связей и отношений в изучаемом объекте.
Исходя из этого среди всех возможных подходов к исследованию объектов можно выделить:
• механистический, основанный на изучении в объекте только причинно-следственных связей;
• метафизический, в котором приоритет отдается связям движения в виде превращения одного из них в другое с последующим возвращением к исходному;
• биологический, в котором приоритет отдается функциональным связям биологического характера (т.е. таким, как в живых организмах);
• диалектический, основанный на законах диалектики (закона единства и борьбы противоположностей и др.
Выбор методологического подхода к исследованию оказывав самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность все исследовательских работ. Большая часть изучаемых объектов — динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемы подходов их исследования является диалектический.
Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом — принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали.
Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.
Существенную значимость при использовании диалектического подхода приобретают исторический и логический методы познания истины.
Диалектический подход к исследованию в связи с его положениями о постоянстве происходящих изменений, необходимости замены всего устаревающего новым является наиболее прогрессивным и используется в подавляющей части всех проводимых исследований. По существу, выбор и использование принципов и методов диалектического подхода к исследованию в сочетании с методологическим инструментарием других подходов является в современный период его практической формулой.
Диалектический подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и в первую очередь системного.