Повествование.

Интертекстуальная модель литературы.

Система динамической модели литературы

Эволюционная модель в развитие литературы.

Каждое новое явление образуется на фоне старого . Такая модель очень популярна . Согласно этой модели Пушкин появился благодаря батюшке. Жуковский создал тонкую поэзию , которая могла выражать чувства, эмоции. А язык Пушкина способен выражать не выразимое.

Гоголь: «Пушкин мой брат» он дал чемодан с ключом, а он дал Тургеневу, который поднялся на ступень выше.

Литература развивается в сторону улучшения ,но у этой модели есть противники. Американский исследователь в которой он написал книгу в котрой происходит все иначе.

Каждый писатель испытывает страх он построен на психологической оценке. Для того чтобы определится человеку нужно переопределить самого себя.

 

Теория Фрейда ,на это направлена жизнь, Лермонтов согласно этой теории пишет стихотворение «Пророк» - приходит к людям , а у Пушкина «Пророк» - главным образом выступает женщин, красота. Модель эволюционирует не простым , сложным образом .

 

 

Юрий Николаевич Тенян – теоретик 20-го века его труд «Поэтика, литература, кино».

Литература развивается , но системным образом. В каждую эпоху всегда находится ценности .

В эпоху классицизма – ценность ода, элегия на периферии. В центре разум , эпохой было утверждено, что разум всемогущ, слово- орудие разума. Ода важна красноречию, а элегия говорит о личном, частном ,чувствительном. Система начинает испытывать жесткое достижение. Элегия набирает сил, а ода теряет. И происходит другая эпоха литературы. Творческий процесс носит бессознательный характер. Печорину приходится проживать, как титулярные советники. Но ломается система и советник занимает место титулярного советника и меняется развитие литературы. Представление литературы- зеркало действительности. У литературы своя история, сначала появляется герой, а потом находят его в жизни. Достоевский оружие Гоголя . Законы другие по которым живет литература и история они не зеркальны с жизнью.

 

 

Согласно этой модели литература не развивается, в ней нет движения. Книги стоят в библиотеке, даже нет хронологии. Здесь не важно время , литература есть пространственное образование. Границ не проницаемых между литературой нет.

 

Тема 5. Организация литературного произведения.

 

 

Задались этим вопросом в начале 20-го века , ученые которые создали свою школу формальной. Виктор Томашевский, Виктор Шватцкий. Эти люди занимались изучением формул, они считались представителем искусств Именно они задались вопросом как устроено повествование.

Не обязательно чтобы история повествования была от начала о до конца. История имеет линейную форму , но рассказывать ее можно по разному. У человека есть жизнь и у каждого есть история жизни. Лермонтов, Гоголь, Бунин начинают свое повествование не сначала, а с конца («Н.В.умер….» ). Историю можно начать с предконца, с середины. Оно имеет сложную структуру. Имеет два аспекта:

- история

- повествование об истории.

История (понятие фабулы) , а в какой последовательности это рассказывается (понятие сюжет)

Фабула имеет хронологическую последовательность.