Тема 1.2. Организация и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности
Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы:
1. Выделение объектов анализа.
2. Планирование аналитической работы.
3. Информационное и методическое обеспечение анализа.
4. Аналитическая обработка полученной информации.
5. Оформление результатов анализа.
6. Разработка рекомендаций по результатам анализа и контроль за их внедрением на предприятии.
На крупных промышленных предприятиях организацию и управление аналитической работой осуществляет главный экономист или заместитель директора по экономическим вопросам. На средних и мелких предприятиях возглавляет аналитическую работу начальник планового отдела или главный бухгалтер. Иногда для проведения комплексного анализа хозяйственной деятельности на предприятии или в качестве независимых экспертов и консультантов привлекаются специализированные организации (например, консалтинговые или аудиторские фирмы).
Источники информации, которые используются при проведении анализа хозяйственной деятельности, можно подразделить на плановые, учетно-отчетные и внеучетные.
Плановые источники включают в себя различные планы, нормы и нормативы, сметы, ценники, проектные задания.
К учетно-отчетным источникам следует отнести данные бухгалтерского, статистического и оперативно-технического учета и отчетности.
Внеучетные источники информации – федеральные законы и другие официальные документы, хозяйственно-правовые документы, материалы ревизий, аудиторских проверок, материалы производственных совещаний, собраний трудового коллектива, заседаний совета директоров, техническая и технологическая документация, средства массовой информации и пр.
Совокупность информационных потоков, исходящих из разных источников, можно определить как систему экономической информации, основными принципами создания которой должны являться полезность, объективность, единство и оперативность.
В системе экономической информации для целей анализа отдельно можно выделить микроуровневую маркетинговую систему информации. Основной задачей этой системы является наблюдение за рынком в целях обеспечения соответствия предприятия рыночным условиям, поэтому она включает в себя:
· информацию о внутрифирменных информационных потоках;
· информацию о состоянии рынка;
· маркетинговые наблюдения и анализ (для изучения конкретных проблем маркетинга);
· систему поддержки маркетинговых решений (применение экономико-математического моделирования).
Эффективность аналитической работы может быть повышена посредством ее компьютеризации. К ряду достоинств применения ЭВМ для целей анализа относятся следующие:
· сокращение сроков проведения анализа;
· более полное использование информации;
· точность расчетов;
· постановка и решение многомерных задач.