Тема 3. Автоматизированные рабочие места и программное обеспечение

 

3.1. Современная концепция автоматизированных рабочих мест (APM), классификация и принципы построения

Под автоматизацией рабочего места понимается реализация функциональных обязанностей сотрудников на основе совокупности аппаратных технических устройств и программных средств и методов.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) менеджера - это человеко-машинная малая вычислительная система, профессионально ориентированная, предназначенная для сбора, передачи, хранения и обработки информации на рабочем месте пользователя; программно-технический комплекс, позволяющий вести обработку информации и получать выходные данные в виде экранных или печатных форм, состоящий из персональной ЭВМ настольного (desktop) или переносного (laptop) типа и оснащенный инструментальными средствами, ориентированными на пользователя-непрограммиста.

К основным причинам необходимости создания автоматизированных рабочих мест относят:

- увеличение объемов информации и необходимость сократить сроки ее разработки;

- повышение производительности труда за счет интенсификации;

- усложняющиеся требования к деятельности аппарата управления и необходимость сокращения его численности;

- совершенствование форм и методов управления.

Программное обеспечение АРМ включает: обучающей системы, программных продуктов обработки информации и сервисных средств.

Обучающая система включает в себя: интегрированную строку подсказок, систему закладок, указателей и справок, встроенную систему примеров, гипертекстовую систему документации и решения проблем.

Комплекс программных продуктов обработки информации включает в себя специальные средства: ведения справочников и классификаторов, выписки документов с регистрацией операций в базе данных, обработки информации в реальном времени, генерации отчетных форм, организации диалога с пользователем; ввода информации на внешних носителях – с дискет, сканера, по каналам связи, формирования архивов за отчетный период; вывода данных по запросу на экран, в файл, на принтер; настройки алгоритмов расчета, значений по умолчанию, экранных и печатных форм.

Средства обслуживания АРМ включают: инструментарий технического обслуживания и устранения последствий аварий, приема и передачи данных по каналам связи, обеспечения копирования и сохранности информации, настройки цвета и звука, доступа к данным, устройств (принтера, модема, сканера), а также часы, календарь и калькулятор и др.

Виды АРМ:

· АРМ руководителя - оперируют обобщенной информацией, позволяющей принимать решения. Они содержат экономико-математические и статистические средства анализа, моделирования, планирования и прогнозирования сферы деятельности, обеспечивающие технологии - табличные, графические и текстовые процессоры, электронную почту и т.д.

· АРМ специалиста-исполнителя необходим инструментарий обеспечения профессиональной деятельности, что определяется предметными технологиями регулирования (оперативного управления) и учета. АРМ данного уровня характеризуется жестким включением в программный продукт функциональных технологий.

При управлении персоналом могут использоваться АРМ расчетчика, АРМ отдела кадров, АРМ табельщика, АРМ нормировщика.

АРМ могут быть организованы в комплексы взаимосвязанных АРМ с помощью средств сетевых технологий.

Использование автоматизированных рабочих мест позволяет четче регламентировать и стандартизировать как организационные структуры, так и технологии; дает возможность приблизить информацию непосредственно к пользователю системы; позволяет конкретизировать профессиональные требования, предъявляемые к управленческим работникам; определять предметную область функциональных обязанностей пользователей и их информационные потребности.

 

3.2. Характеристика и классификация современных программных средств

Для выполнения пользователем его задач должны быть реализованы функциональные требования к программному средству. Поэтому большое значение имеют их характеристики. Характеристика (feature) программного продукта — это набор логически связанных функциональных требований, которые удовлетворяют бизнес-цели, обеспечивают возможности пользователя и качество программных средств. В области коммерческого ПО это группа требований, которые важны при принятии решения о покупке — элемент маркированного списка в описании продукта.

К таким характеристикам относятся легкость и простота использования, легкость развертывания, целостность, эффективность и устойчивость к сбоям. Другие нефункциональные характеристики описывают внешние взаимодействия между системой и внешним миром, а также ограничения дизайна и реализации.

Программные средства - средства управления техническим комплексом, программное обеспечение (ПО) ИС. В программном обеспечении выделяют общие и специализированные средства.

Общее программное обеспечение - операционная система, программы технического обслуживания и вспомогательные программы (коммуникационные, антивирусные, пользовательские оболочки и архиваторы). В общем ПО выделяют системное и прикладное.

Системное программное обеспечение вычислительной техники – средства обеспечения работы компьютерных систем.

Операционная система это программа, управляющая основными действиями ЭВМ, ее периферийными устройствами и обеспечивающая запуск всех остальных программ, а также взаимодействие с оператором. Наиболее распространены: коммерческие операционные системы Microsoft Windows (применяются в коммерческой деятельности) и некоммерческие (GNU) Linux с открытыми текстами исходных кодов. Так же пользуются популярностью Mac OS X x86, BSD.

Обслуживающие программы помогают проводить техническое обслуживание в процессе эксплуатации компьютера – тестирование и диагностику (Everest), проверку или сканирование жесткого диска на наличие ошибок и компьютерных вирусов с помощью сервисных (Scandisk) и антивирусных (Eset Nod32, Kasperskiy antivirus, DrWeb, Symantec Antivirus) программ, дефрагментацию диска (DiskKeeper).

Архиваторы помогают предупредить потерю информации и оптимизировать ресурсы, необходимые для её хранения (WinRar, WinZip).

Пользовательские оболочки выполняют функции интерфейса между пользователем и операционной системой. Они создают более удобный способ общения с ЭВМ, нежели тот, который предоставляется средствами ОС – MS DOS (Norton Commander, Volkov Commander, Dos Navigator), Windows (Far - File and archive manager, Windows Commander) и Linux (Gnome).

Прикладные программные средства - отдельные программы и пакеты прикладных программ, предназначенные для решения различных задач пользователей ЭВМ и созданных на их основе автоматизированных систем. Например систем подготовки текстовых документов; распознавания текста; программ-переводчиков; систем управления базами данных; систем управления контактами; систем подготовки презентаций; интегрированных пакетов (офисных).

Специализированные программные средства допускают формулировку, постановку и реализацию поставленных задач в терминах предметной области пользователя. Они используются для решения узкого круга задач или реализации строго определенной группы функций. Это системы обработки финансово-экономической информации; системы управления проектами; экспертные системы и системы поддержки принятия решений; системы интеллектуального проектирования и совершенствования систем управления; учетные, управленческие системы.

Программные средства различаются по масштабу. Приложения масштаба предприятия отличаются размером: это большие бизнес-приложения. Как правило, они сложны, масштабируемы, распределены, часто разделены на компоненты и жизненно важны для работы всей организации. Их можно развернуть на различных платформах, представленных в корпоративных сетях, интрасетях и в Интернете. Главное для них — данные, поэтому такие приложения должны удовлетворять самым строгим требованиям к безопасности, администрированию и сопровождению. Как и все современные программы, производственные приложения должны быть достаточно надежными и производительными, а также обладать интуитивно понятным и хорошо организованным пользовательским интерфейсом. Однако, помимо перечисленного, приложениям масштаба предприятия присущи особенности:

– Сложность — это многопользовательские многокомпонентные приложения, разработанные большим коллективом программистов и предназначенные для обработки огромного количества данных, параллельного выполнения множества процессов и интенсивного использования распределенных ресурсов. Естественно, что ис- пользуемые в них алгоритмы очень сложны. Такие приложения, как правило, развертываются на различных платформах, взаимодействуют с другими приложениями и эксплуатируются в течение продолжительного времени.

– Ориентация на бизнес — цель таких приложений — решение конкретных задач бизнеса; они реализуют правила, процессы и объекты, присущие производственным процессам конкретной организации. Именно для этого их разрабатывают, развертывают и эксплуатируют.

– Важность — производственные приложения должны быть достаточно надежными, чтобы выдерживать непрерывную эксплуатацию. От них требуется исключительная гибкость в вопросах, касающихся масштабирования и развертывания, а также наличие средств обслуживания, мониторинга и администрирования.

 

3.3. Средства мультимедиа

Мультимедиасредства – это программные средства комплексного представления данных любого типа. Подразумевается совместное использование символов, текста, таблиц, графиков, изображений, видео, звука, речи, что создает мультисреду, в которой изображение выдается на экран с текстовым и звуковым сопровождением. Они поставляются на CD и DVD-ROM и содержат аудиовизуальную информацию по определенной тематике (например, для обучения или презентации продукции, услуг компании). К ним относятся Director for Windows, Multimedia ViewKit, NEC MultiSpin.

К мультимедиа можно отнести и гипертекстовую технологию. Гипертекстовые средствапредназначены для представления текста в программах-обозревателях (навигаторах) как ассоциативно-связанных блоков информации (ассоциативная связь – это соединение, сближение представлений смежных, противоположных, аналогичных). Гипертекст реализован в современных компьютерных системах, ориентированных на обмен информацией. Гипертекст с нетекстовыми компонентами (звук, видео) называется гипермедиа.

Браузер (обозреватель, навигатор) – компьютерная программа, предназначенная для просмотра гипертекстовой информации и переходов по ссылкам между страницами. Например, Internet Explorer или Mozilla FireFox.

Системы управления контентом (content management systems, CMS) или системы менеджмента сайта, форума, интернет-портала представляют собой как правило бесплатные программы, которые используются в интернет и интранет сетях и предназначены для организации веб-интерфейса СУБД. Их принцип действия заключается в динамическом формировании веб-страниц на основе команд управления, поступающих от пользователей.

WWW (World Wide Web – Всемирная паутина) основана на применении гипертекстового представления информации и позволяет читать такой текст, отслеживать ссылки, отображать картинки и проигрывать звуковые и видеовставки.

На практике мультимедиа и гипертекстовые технологии используются для информационного обслуживания - сервисной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей пользователей. Более высокой формой организации инструментов информационного обслуживания относятся универсальные (не предназначенные специально для управления персоналом) инструменты автоматизации библиотечной деятельности (библиотечные информационные системы Ирбис, Руслан), справочно-правовые базы данных (Консультант Плюс, Гарант, Кодекс), поисковые системы и информационные порталы.

Видеотехнология - применяется для создания видеосюжетов, фильмов, деловой графики и др. К ней относятся средства просмотра и использования движущихся изображений. В связи с разнообразием методов кодирования видеофайлов может понадобиться использование видеокодеков (Codec Pack) в процессе просмотра, например K-Lite. Видеоизображения редактируются в программах Pinnacle Studio, Adobe Premier, Canopus.Организация видеоконференций (совещания между удаленными пользователями с использованием их движущихся изображений) связана с технологией обмена информацией (Skype).

Флеш (Flash) – современная компактная анимация, встраиваемая в том числе в интернет-страницы и воспроизводимая особым «плеером» (проигрывателем Adobe или Macromedia Flash).

Виртуальная реальность – специфическая технология,используемая в конструкторской, рекламной деятельности, мультипликации (3D Studio Max).

 


ТЕМА 4. Технические средства информационных технологий

4.1. Средства компьютерной организационной и коммуникационной техники

В широком смысле инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности охватывают все универсальные программно-технические инструменты компьютерной технологии, которые могут пригодиться в управлении – это один или несколько взаимосвязанных технических и программных продуктов (для компьютера): сбора информации (субъект получает сведения об интересующем его объекте); обмена информацией (передачи и приема информации); хранения информации (и выдачи данных по запросам конечных пользователей в установленные сроки); обработки информации (преобразования в соответствии с заданным алгоритмом, реализующим, например анализ, прогноз, принятие решений).

Средства организационной техники - средства механизации и автоматизации, которые применяется каждым сотрудником для своего повседневного труда. По современной классификации к ним можно отнести персональные компьютеры и их периферийные устройства, копировальную технику индивидуального использования, многофункциональные устройства, телефакс и т. д.

Средства хранения информации – специальным образом организованные хранилища информации, записанные на носитель – магнитный или оптический диск, флешь - накопитель, магнитную ленту.

Средства защиты информации - резервирования, антивирусной профилактики, ограничения доступа.

Средства обработки информации позволяют выполнять преобразование текстовой, табличной информации, сигналов, речи, изображений, топографической информации, создавать электронные презентации, видео, виртуальную реальность.

Программное обеспечение (ПО) - средства управления техническим комплексом, общим ПО называют системное и прикладное. Системное программное обеспечение вычислительной техники – средства обеспечения работы компьютерных систем (Windows, Linux). Прикладное предназначено для решения конкретных задач.

Средства коммуникационнойтехники – предназначены для информационного взаимодействия различных компонентов системы управления друг с другом и с внешней средой. Это сетевое оборудование (адаптеры и переключатели), коммуникационные устройства (проводные и беспроводные модемы, факсы), устройства связи. Наиболее часто при работе компьютеров офиса (организации, предприятия) в составе локальной сети используется недорогое сетевое оборудование – коммутирующий переключатель (switch), к которому проводами подключаются все сетевые устройства, например, компьютеры, принтеры, точки беспроводного радио доступа ноутбуков. Каждый компьютер в сети имеет адрес, подобный телефонному номеру, на основании которого коммутатор физически соединяет вызывающий и вызываемый компьютер таким образом, что на время сеанса связи между ними образуется канал передачи информации. Выход из строя сетевого оборудования приводит к остановке всей сети, что недопустимо для региональных и глобальных сетей, использующих очень мощное и дорогостоящее сетевое оборудование.

Компьютерная (вычислительная) сеть – совокупность компьютеров, соединенных с помощью каналов связи в единую систему, удовлетворяющую требованиям распределенной обработки данных. Одноранговая сеть представляет собой совместное хранилище информации, в котором, получив доступ к компьютеру, пользователь зачастую получает доступ ко всем общим сетевым ресурсам. Иерархическая сеть (или сеть с доменами) имеет в своем составе выделенный сервер, решающий вопросы сетевого взаимодействия, авторизации и ограничения доступа к ресурсам сети. Доступ к ресурсам сети могут получить только те пользователи, которые имеют учетные записи на сервере и могут быть узнаны сервером в процессе авторизации (ввода пароля). Сервер иерархической сети используется в системе управления в качестве средства хранения, обмена и обработки информации. Простейшие возможности распределить обработку информации между пользователями предоставляет коммуникационное программное обеспечение. Рабочие станции (PC) – это, как правило, персональные ЭВМ, которые являются рабочими местами пользователей сети. Требования, предъявляемые к PC, определяются характеристиками решаемых в сети задач, принципами организации вычислительного процесса, используемой ОС и некоторыми другими факторами.

Серверы в сети выполняют функции распределения сетевых ресурсов. Обычно функции сервера возлагают на достаточно мощную специальную ЭВМ. В одной сети может быть один или несколько серверов. Каждый из серверов может быть отдельным или совмещенным с PC. В последнем случае не все, а только часть ресурсов сервера оказывается общедоступной. По режиму функционирования сервера в сети различают следующие сетевые технологии:

Файл-сервер обеспечивает лишь хранение данных, а все операции по управлению данными выполняются на рабочей станции;

Клиент-сервер – обеспечивает как хранение, так и обработку данных по запросу клиента, что является преимуществом в деловых системах.

Так же в компьютерной сети могут быть интернет-серверы (для предоставления доступа к интернет по локальной сети), серверы печати (с принтером, на который можно напечатать документ по сети) и серверы терминалов (вычислительные серверы).

 

4.2. Вычислительные сети

Работа сотрудников управления организации (предприятия) совместная всегда. Неотъемлемой спецификой совместной работы с применением компьютерной техники является использование сетевых технологий с целью организации совместной работы пользователей общей информации.

Сетевые технологииобъединяют вычислительную технику, широкий спектр аппаратных и программных коммуникационных средств, общие ресурсы (разделяемое дисковое пространство и принтеры), коммуникационное программное обеспечение (гипертекстовые средства, системы управления контентом, электронную почту, телеконференции, обозреватели/навигаторы, интернет-пейджер, интернет-чат). Актуальными задачами сетевых технологий являются совместное использование ресурсов, организация деловых коммуникаций.

Компьютерная локальная сеть (ЛВС) – совокупность компьютеров, соединенных с помощью каналов связи.Она позволяет легко и относительно дешево соединять ПК в ЛВС в целях обеспечения потребности пользователей ПК одной организации обмениваться между собой информацией, совместно использовать общие сетевые программные, аппаратные и информационные ресурсы, а также получать доступ к ресурсам вычислительных сетей других организаций или учреждений.

Виртуальная (защищенная) частная сеть (VPN) отличается к тем, что компьютер к ней подключить можно только посредством установки специального сетевого программного обеспечения, которое предназначено для шифрования передаваемой на другой компьютер информации и расшифровки информации, поступающей с другого компьютера.

Региональная вычислительная сеть (РВС)охватывает один или несколько городов с применением маршрутизаторов (межсетевое техническое обеспечение) и модемов (удаленный доступ). Управление крупномасштабными проектами требует участия в этом процессе достаточно крупных коллективов. Пользователи компьютерной сети могут располагаться в различных районах города, регионах страны и даже странах. Помимо обмена данными и голосового обмена, могут передавать видео- и аудиоинформацию.

Глобальная вычислительная сеть (ГВС) – это когда сеть имеет широчайшее распространение, не в одной организации и не в одном государстве. В качестве линий связи ГВС широко используются телефонные линии, спутниковая связь. ГВС, зачастую, создаются путем объединения ЛВС и РВС. Глобальная сеть может включать другие глобальные сети, локальные сети, а также отдельно подключаемые к ней компьютеры (удаленные компьютеры).

Интернет – глобальная международная ассоциация информационных сетей, которая имеет информационные центры, обслуживающие пользователей: они предоставляют документацию, распространяют программы, тексты книг, иллюстрации, коммуникационный сервис, электронную почту, новости, файлы и т.д.

WWW (World Wide Web – Всемирная паутина) представляет собой самое современное средство организации сетевых ресурсов. Она строится на основе гипертекстового представления информации и позволяет читать такой текст, отслеживать ссылки, отображать картинки и проигрывать звуковые и видеовставки.

В системах управления пользователям не достаточно просто общаться и обмениваться файлами между собой. Должны решаться задачи организации пропорционального распределения нагрузки на вычислительные системы и каналы связи, обеспечения высоких скоростей обработки информации, удобных форм ее хранения и передачи, динамичных способов обращения к информации, поиска данных.

Рост объема базы данных и числа пользователей, получающих к ней доступ, территориальное развитие организации (и связанная с ней необходимость распределенной обработки данных) приводят к возникновению ряда проблем, свойственных централизованной архитектуре: большой объем обмена данными (высокий трафик); снижение надежности обмена данными; снижение общей производительности; рост затрат на разработку БД.

Возможным решением перечисленных проблем является организация децентрализованного хранения данных. При децентрализации достигается: параллельная обработка данных и распределение нагрузки; повышение эффективности обработки данных при выполнении удаленных запросов; уменьшение затрат на обработку данных; упрощение процедуры управления ИС. Выделились несколько самостоятельных технологий распределенной обработки данных:

Технология клиент-сервер – общие данные располагаются на одном или нескольких серверах, а множество пользователей посылают на сервер запросы на обработку данных, которая выполняется в соответствии с хранимыми на сервере процедурами. Преимуществом технологии является хранение бизнес-логики на сервере и отсутствие избыточной нагрузки на каналы передачи данных. Централизованное хранение данных физически и логически на одном компьютере позволяет облегчить обеспечение ее безопасности, целостности и непротиворечивости данных.

Технология реплицирования - размещение на другом компьютере сети базы данных для автономной работы пользователей. Основная идея репликации заключается в том, что пользователи работают автономно с общими данными, растиражированными по локальным базам данных. Непрерывное размножение обновлений инициируется специальным сигналом или ситуацией. Производительность работы системы повышается из-за отсутствия необходимости обмена данными по сети.

Технология объектного связывания данных основана на протоколе ODBC (Open Database Connectivity), который является стандартом доступа к данным клиент-серверных систем (посредством SQL-запросов), а также к любым данным, находящимся под управлением реляционных СУБД.

Реальные распределенные информационные системы, как правило, построены на основе сочетания этих технологий. Рассуждая о рациональной комбинации этих технологий уместно привести ещё несколько определений, касающихся специфики клиентского программного обеспечения.

Клиентское программное обеспечение, предназначенное для ведения документооборота или учета не требует значительных сетевых ресурсов и реализуется с помощью средств так называемого тонкого клиента, которые позволяют ограничить (сузить) канал передачи данных.

Аналитические задачи и поиск решения, напротив, требуют привлечения существенных вычислительных ресурсов и передачи по сети больших объемов информации, поэтому именуютсятолстым клиентом. В этом случае уместно прибегнуть к реплицированию или использованию терминального режима.

Терминал - это не полноценный компьютер, а устройство ввода-вывода информации, на котором данные не хранятся и обработка информации не производится (бездисковая рабочая станция), а информация для обработки передается по сети на сервер терминалов. Терминалы применяются в том случае, когда важным критерием в сети является защита информации или стоимость рабочих мест. Технически в роли терминала может выступать любой компьютер сети, в этом случае говорят о терминальном режиме работы этого компьютера.