Методические и организационные принципы создания информационной технологии
Рассмотрим модели и методы, используемые на каждом из этапов.
На первом этапе применяются в основном неформальные методы для того, чтобы:
1) сформулировать проблему;
2) выявить цель;
3) сформулировать критерий оценки принятия решений.
Если проблема осознана и идентифицирована количественными показателями или качественными признаками, то далее можно сформулировать цели.
Цель – это антипод проблемы. Если проблема это то, чего не хочет ЛПР, то цель – это то, что оно хочет.
На втором этапе формирования решений происходит поиск различных вариантов – альтернатив. Варианты могут отыскиваться в различных формах и шкалах измерений. Варианты, как правило, задаются либо перечислением, если таковых не очень много, либо описанием их свойств.
На третьем этапе согласно сформулированному на втором этапе критерию выбора происходят сопоставление, оценка и выбор решения. Все методы оценки вариантов можно разделить на две группы:
1) методы, используемые в условиях определенности;
2) методы, используемые в условиях риска.
Этапами проектирования СППР при наличии программной оболочки являются:
1. Описание предметной области, целей создания системы и выполнение постановки задачи.
2. Составление словаря системы.
3. Разработка базы знаний и базы данных.
4. Внедрение системы.
Этап 1. Описание предметной области, целей создания системы и выполнение постановки задачи.
Описание должно отражать специфику предметной области в нескольких формах. Первая из них – это текстовое представление содержание процессов, объектов и связей между ними. Вторая форма описания представляет собой графическое представление дерева целей, стоящих перед пользователем, или дерева И-ИЛИ.
Постановка всякой задачи предполагает указание результатов функционирования системы, исходных данных, а также общее описание процедур, формул и алгоритмов преобразования исходных данных в результирующие данные.
Этап 2. Составление словаря системы.
Словарь системы – это набор слов, фраз, кодов, наименований, используемых разработчиком для обозначения условий, целей, заключений и гипотез. Благодаря словарю пользователь понимает результаты работы системы. Составление словаря – важная работа, ибо четко сформулированные условия и ответы резко повышают эффективность эксплуатации системы.
Этап 3. Разработка базы знаний и базы данных.
База знаний, как правило, состоит из двух компонентов: дерева целей с расчетными формулами и базы правил (сеть вывода). База правил создается на основании графа целей и сформулировавши ранее гипотез. Главное внимание здесь уделяется коэффициентам! определенности исходных условий и правил их обработки.
Этап 4. Внедрение.
Проверяется и оцениваются правильность работы системы. Устанавливаются результаты, которые затем сравниваются с полученными в процессе запуска системы. Проверяются также промежуточные расчеты с помощью блока, отвечающего на вопросы как и почему.
Под технологией проектирования информационных систем (ИС) понимают упорядоченный в логической последовательности набор методических приемов, технических средств и проектировочных методов, нацеленных на реализацию общей концепции создания или доработки проекта системы и ее компонентов. Для разработки ИС управления большое значение имеют качество и состав базы проектирования. Элементарной базовой конструкцией технологической цепочки проектирования ИС и ее главного компонента – ИТ является так называемая технологическая операция – отдельное звено технологического процесса. Это понятие определяется на основе кибернетического подхода к процессу разработки ИТ. Автоматизация данного процесса
предопределяет необходимость формализации технологических операций, последовательного объединения их в технологических цепь взаимосвязанных проектных процедур и их изображение.
Предпроектное обследование предметной области предусматривает выявление всех характеристик объекта и управленческой деятельности в нем, потоков внутренних и внешних информационных связей, состава задач и специалистов, которые будут работать в новых технологических условиях, уровень их компьютерной и профессиональной подготовки как будущих пользователей системы.