Системы поддержки принятия решений

Система поддержки принятия решений (СППР) (англ. Decision Support System, DSS) — компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. В большинстве случаев СППР это инструментальные средства идентификации и решения задач повседневной управленческой деятельности, призванные оказать помощь в виде рекомендации (прогноза) лицам, принимающим решения (ЛПР), рис.11.

В состав системы поддержки принятия решений входят три главных компонента: база данных, база моделей и программная подсистема, которая состоит из системы управления базой данных (СУБД), системы управления базой моделей (СУБМ) и системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером. В зависимости от данных, с которыми эти системы работают, СППР условно можно разделить на оперативные и стратегические.

 

 

Рис. 11. Обобщенная структурная схема системы поддержки принятия решений

Оперативные СППР предназначены для принятия решений на уровне управленческого контроля и немедленного реагирования на изменения текущей ситуации в ходе управления финансово-хозяйственными процессами компании. Они получили название ИСР - Информационных Систем Руководства (Executive Information Systems, EIS). По сути, они представляют собой конечные наборы отчетов, построенные на основании данных из транзакционной информационной системы предприятия, отражающей основные аспекты производственной и финансовой деятельности.

Стратегические СППР это информационно-аналитические системы, которые агрегируют значительные объемы информации из различных источников, выявляют тенденции и проводят поиск рациональных вариантов развития бизнеса с учетом правил принятия решений, факторов устойчивого роста, минимизации рисков и других факторов, таких как конъюнктура целевых рынков, изменения финансовых рынков и рынков капиталов, изменения в законодательстве. Технологии этого типа строятся на принципах многомерного представления и анализа данных (OLAP, On-Line Analytical Processing), позволяющих сложный анализ данных и моделирование деятельности. Стратегические СППР в последнее время активно развиваются.

OLAP (On-line Analytical Processing — системы оперативного анализа бизнес-информации) — выполняют следующие функции: извлечение, преобразование и загрузка информации из разнообразных информационных систем компании в хранилище данных; многомерный анализ бизнес-данных во всевозможных гибко настраиваемых разрезах (например: время, подразделение, услуга с необходимой степенью детализации, объем услуги и т. п.) за выбранные промежутки времени с необходимой степенью детализации; выполнение нерегламентированных запросов к информации для получения оперативных отчетов по требованию. Эти системы, как правило, не меняют работу существующих информационных систем, а строятся рядом с ними и используют содержащуюся в них информацию.

Успешное кадровое планирование основано на информации, включающей в себя ряд оценок:

· сколько работников, какой квалификации, когда и где потребуется;

· каким образом можно привлечь нужных работников и сохранить или оптимизировать использование излишнего персонала;

· как лучше использовать персонал в соответствии со способностями и умениями работников и их внутренней мотивацией;

· каким образом обеспечить условия для развития персонала;

· каких затрат потребуют запланированные мероприятия.

Интеллектуальные системы решают задачи динамического моделирования для реинжиниринга (реорганизации) бизнес-процессов управления персоналом. В основные задачи интеллектуальных систем динамического моделирования для реинжиниринга бизнес-процессов входят:

1) определение оптимальной последовательности и состава выполняемых операций психологической и профессиональной диагностики, труда и мотивации, которая повышает эффективность работы с персоналом;

2) оптимизация использования ресурсов в различных бизнес-процессах, минимизирующая издержки;

3) построение адаптивных бизнес-процессов, цель которых быстро реагировать на изменения потребностей в условиях динамичности внешней среды;

4) оптимизация финансовых потоков, обеспечение равномерного поступления и использования денежных средств в результате отработки рациональных схем взаимодействия с персоналом, сочетания бизнес-процессов.

HRMS (Human Resources Management Systems — управление человеческими ресурсами, персоналом) — в отличие от первобытных программ типа «Кадры», это высокоинтеллектуальные приложения, задачи которых — рекрутинг, управление и эффективное использование потенциала всех сотрудников предприятия. Здесь и назначение заданий, и планирование карьеры и обучения, и оценка персональных достижений, и сведения по квалификации. Обычно HRMS-системы поддерживают следующий набор функциональных модулей: составление платежных ведомостей, контроль рабочего времени и вида исполняемых работ, управление системой льгот (контроль медицинских страховок, пенсионных отчислений, участия в разделе прибыли компании, опционы на акции компании), собственно управление персоналом (информация о возрасте, семейном положении, месте проживания, квалификации, участии в проектах, прохождении тренингов).