Информационная система управления персоналом и информационные технологии
Структура и состав информационных технологий (ИТ) и систем (ИС), как правило, определяются на основе требований ГОСТов.
Информационная система - это вся инфраструктура организации, задействованная в процессе управления всеми информационно-документальными потоками и служащая информационным или управленческим целям (ГОСТ 34). При создании деловой компьютерной системы широко применяется принцип типизации проектных решений, потому что при индивидуальном проектировании трудно обеспечить должный научно-технический уровень разработки, а при внедрении типовой системы существенно снижаются затраты на проектирование, управление предприятием осуществляется на основе общепринятых положений, работа системы управления легче может быть стандартизирована.
ИС управления персоналом - это функциональная ИС, которая позволяет планировать потребности в персонале, обеспечивать бизнес кадрами, управлять компетенциями и аттестациями, планировать занятость персонала, управлять мотивацией персонала, анализировать затраты на привлечение персонала, вести учет кадров.
Информационная технология (ИТ)объединяет процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ.-Ст. 2). Любая ИТ основывается на следующих составляющих: комплексе технических средств, реализующих информационный процесс; средствах управления техническим комплексом (программном обеспечении); организационно-методическом обеспечении, согласовывающем использование технических средств, программного обеспечения и деятельности персонала.
ИТ управления персоналом – информационный процесс деятельности, то есть «рецепт» конкретной реализации управления персоналом. Ингредиентами в ИТ-процессе являются виды обеспечения (или обеспечивающие подсистемы) ИС.
Различают три уровня описания ИТ: концептуальный (или содержательный), на котором описываются содержание и структура предметной области; логический, на котором проводится формализация модели; физический, определяющий способ реализации информационной модели в техническом устройстве.
Технологический процесс сбора и обработки информации описывается организационным, правовым, техническим, математическим, программным, информационным, лингвистическим и другими видами обеспечения, состав которых не зависит от выбранной предметной области.
Организационное обеспечение(ОО) объединяет методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы, средства эффективного проектирования и функционирования, техническую документацию обследования, проектирования и внедрения системы, структуру штата специалистов.
Правовое обеспечение(ПРО) предназначено для регламентации процесса создания и эксплуатации системы, включает совокупность юридических документов.
Техническое обеспечение(ТО) реализуется в виде комплекса технических средств. Оно состоит из следующих компонентов:
1) компьютерная техника: компьютеры персональные, корпоративные, суперкомпьютеры;
2) офисная техника: средства создания документов; копировально-множительная техника; средства обработки документов; средства уничтожения документов;
3) техническое обеспечение компьютерных сетей: серверы сети; рабочие станции; коммуникационное оборудование.
Математическое обеспечение (МО) - это совокупность математических моделей и алгоритмов для решения задач и обработки информации с применением вычислительной техники, а также комплекс средств и методов, позволяющих строить экономико-математические модели задач управления.
Программное обеспечение(ПО) включает совокупность компьютерных программ, описаний и инструкций по их применению.
Информационное обеспечение(ИО) - совокупность информационной базы, документации, системы классификации и кодирования технико-экономической информации.
Лингвистическое обеспечение(ЛО) - совокупность научно-технических терминов и правил формализации, языковых средств, методов сжатия и раскрытия текстовой информации с целью повышения эффективности интерфейса и обработки информации.
Информационные технологии являются не только объектом исследований и разработки, но и средством создания информационных систем в различных предметных областях (CASE- Computer Aided Software Engineering, технологии создания программного обеспечения). К сфере деятельности менеджера относится структурный анализ IDEF0, описание бизнес-процессов в Aris eEPC, представление знаний о деятельности организации на универсальном языке моделирования UML, заполнение опросников на примере 1С:Профкейс.
Методология структурного анализа (IDEF0) – четкое определение функций системы управления и декомпозиция деятельности, направленной на выполнение функций, построение функциональной моделисистемы. Структурный анализ является методологической разновидностью системного анализа. Функциональное моделирование методом структурного анализа используется для визуализации деловых процессов в стандарте ISO 9001:2000.
UML (Universal Markup Language) - универсальный язык моделирования представляет собой нотацию (систему условных обозначений) выражения идей и решений объектно-ориентированного анализа и проектирования в ходе рационального унифицированного процесса разработки сложных программных систем. В описании предметной области организации могут использоваться диаграммы сценариев, последовательностей, состояний и взаимодействия UML.
Методология Aris определяет содержание референтной модели процессов, принятых в SAP R/3 и позволяет её создать. Референтная модель - это модель организации бизнеса, разработанная для конкретной отрасли экономики. Она представляет собой взгляд отдельных консалтинговых и коммерческих компаний и является обобщением реального опыта ведения бизнеса в различных организациях по всему миру. eEPC – это «Событийная цепочка», которая разрабатывается в двух вариантах: «Как есть» и «Как должно быть».
Методология 1С:Профкейс на платформе 1С:Предприятие позволяет описать факты, необходимые для проектирования бизнес-процесса, выявить проблемы и подводные камни, выработать единую точку зрения между ИТ-специалистом и заказчиком. Вопросник (шаблон документа для проведения интервью процедуры ST-411-T) представляет собой анкету, состоящую из нескольких разделов с вопросами и предполагает письменные ответы, заполнение таблиц, изображение диаграмм и указателей в полях выбора.