Лекция 1. Информационная поддержка управления персоналом

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Перечислите требования, предъявляемые к комплексу техниче­ских средств.

2. В чем состоят различия компьютеров разных видов и классов? Каковы особенности их применения?

3. Каково назначение серверов?

4. Использование каких средств кроме компьютеров позволяет реа­лизовать коммуникационные информационные услуги?

5. Рассмотрите различия в назначении системных и прикладных программ.

6. Перечислите наиболее важные системные программы.

7. Назовите по степени распространения прикладные программы экономического профиля.

8. Каковы особенности программного обеспечения управленческой деятельности предприятий, малого бизнеса, формирования биз­нес-планов?

9. Определите требования, предъявляемые к программному обеспе­чению АРМ.

10. Как классифицируется программное обеспечение АРМ?

11. Какие прикладные программы используются в банковской дея­тельности, в сфере менеджмента и маркетинга, финансового ме­неджмента, в торговой деятельности?

12. В чем состоит назначение прикладных программ класса СУБД?

 

 

5.Защита информации в экономических информационных

системах (ЭИС)

5.1. Виды угроз безопасности в ИС

 

Наряду с интенсивным развитием вычислительных средств и систем передачи информации все более актуальной становится проблема обеспечения ее безопасности. Меры безопасности на­правлены на предотвращение несанкционированного получения информации, физического уничтожения или модификации за­щищаемой информации.

Зарубежные публикации последних лет показывают, что возможности злоупотреблений информацией, передаваемой по каналам связи, развивались и совершенствовались не менее интенсивно, чем средства их предупреждения. В этом случае для защиты информации требуется не просто разработка частных механизмов защиты, а организация комплекса мер, т.е. исполь­зование специальных средств, методов и мероприятий с целью предотвращения потери информации.В этом смысле сегодня рождается новая современная технология – технология защиты информации в компьютерных информационных системах и в сетях передачи данных.

Несмотря на предпринимаемые дорогостоящие методы, функционирование компьютерных информационных систем выявило наличие слабых мест в защите информации. Неизбежным следствием стали постоянно увеличивающиеся расходы и усилия на защиту информации. Однако для того, чтобы принятые меры оказались эффективными, необходимо определить, что такое угроза безопасности информации, выявить возможные каналы утечки информации и пути несанкционированного доступа к защищаемым данным.

Под угрозой безопасности понимается действие или событие, которое может привести к разрушению, искажению или несанк­ционированному использованию информационных ресурсов, включая хранимую, передаваемую и обрабатываемую информацию, а также программные и аппаратные средства.

Угрозы принято делить на случайные, или непреднамеренные, и умышленные. Источником первых могут быть ошибки в программном обеспечении, выходы из строя аппаратных средств, неправильные действия пользователей или администрации и т.п. Умышленные угрозы преследуют цель нанесения ущерба пользователям АИТ и, в свою очередь, подразделяются на активные и пассивные.

Пассивные угрозы, как правило, направлены на несанкцио­нированное использование информационных ресурсов, не ока­зывая при этом влияния на их функционирование. Пассивной угрозой является, например, попытка получения информации, циркулирующей в каналах связи, посредством их прослушивания.

Активные угрозы имеют целью нарушение нормального процесса функционирования системы посредством целенаправленного воздействия на аппаратные, программные и информационные ресурсы. К активным угрозам относятся, например, разрушение или радиоэлектронное подавление линий связи, вывод из строя ПЭВМ или ее операционной системы, искажение сведений в базах данных; либо в системной информации и т.д. Источника­ми активных угроз могут быть непосредственные действия зло­умышленников, программные вирусы и т.п. К основным угрозам безопасности информации относят:

• раскрытие конфиденциальной информации;

• компрометация информации;

• несанкционированное использование информационных ресурсов;

• ошибочное использование ресурсов;

• несанкционированный обмен информацией;

• отказ от информации;

отказ от обслуживания.

Средствами реализации угрозы раскрытия конфиденциаль­ной информации могут быть несанкционированный доступ к базам данных, прослушивание каналов и т.п. В любом случае получение информации, являющейся достоянием некоторого лица (группы лиц), другими лицами наносит ее владельцам сущест­венный ущерб.

Компрометация информации, как правило, реализуется посредством внесения несанкционированных изменений в базы данных, в результате чего ее потребитель вынужден либо отка­заться от нее, либо предпринимать дополнительные усилия для появления изменений и восстановления истинных сведений. В случае использования скомпрометированной информации по-требитель подвергается опасности принятия неверных решений со всеми вытекающими последствиями.

Несанкционированное использование информационных ресурсов, с одной стороны, является средством раскрытия или компрометации информации, а с другой—имеет самостоятельное значение, поскольку, даже не касаясь пользовательской или системной информации, может, нанести определенный ущерб абонентам и администрации. Этот ущерб может варьировать в широких пределах — от сокращения поступления финансовых средств до полного выхода АИТ из строя.

Ошибочное использование информационных ресурсов, будучи акционированным, тем не менее может привести к разруше­нию, раскрытию или компрометации указанных ресурсов. Данная угроза чаще всего является следствием ошибок в программном обеспечении АИТ.

Несанкционированный обмен информацией между абонентами может привести к получению одним из них сведений, доступ к которым ему запрещен, что по своим последствиям равносильно раскрытию содержания маркетинговой информации.

Отказ от информации состоит в непризнании получателем или отправителем информации фактов ее получения или отправки. В условиях маркетинговой деятельности это, в частности, позволяет одной из сторон расторгать заключенные финан­совые соглашения «техническим» путем, формально не отказываясь от них и нанося тем самым второй стороне значительный ущерб.

Отказ в обслуживании представляет собой весьма существенную и распространенную угрозу, источником которой является сама АИТ. Подобный отказ особенно опасен в ситуации, когда задержка с предоставлением ресурсов абоненту может привести к тяжелым для него последствиям. Так, отсутствие у пользователя данных, необходимых для принятия решения, в течение периода, когда это решение еще может быть эффективно реализовано, может стать причиной его нерациональных или даже антимонопольных действий.

Основными типовыми путями несанкционированного доступа к информации, сформулированными на основе анализа зару­бежной печати, являются:

• перехват электронных излучений;

• принудительное электромагнитное облучение (подсвет, линий связи с целью получения паразитной модуляции;

• применение подслушивающих устройств (закладок);

• дистанционное фотографирование;

• перехват акустических излучений и восстановление текста принтера;

• хищение носителей информации и документальных отхо­дов;

• чтение остаточной информации в памяти системы после выполнения санкционированных запросов;

• копирование носителей информации с преодолением мep защиты;

•маскировка под зарегистрированного пользователя;

•мистификация (маскировка под запросы системы);

• использование программных ловушек;

• использование недостатков языков программирования и операционных систем;

• включением библиотеки программ специальных блоков типа «Троянский конь»;

• незаконное подключение к аппаратуре и линиям связи;

• злоумышленный вывод из строя механизмов защиты;

• внедрение и использование компьютерных вирусов.

Необходимо отметить, что особую опасность в настоящее время представляет проблема компьютерных вирусов, ибо эффек­тивной защиты против них разработать не удалось. Остальные пути несанкционированного доступа поддаются надежной бло­кировке при правильно разработанной и реализуемой на прак­тике системе обеспечения безопасности.

 

 

5.2. Методы и средства защиты информации в экономических информационных системах

При разработке АИТ возникает проблема по решению вопроса безопасности информации, составляющей коммерческую тайну, а также безопасности самих компьютерных информационных систем.

Современные АИТ обладают следующими основными при­знаками:

• содержат информацию различной степени конфиденциальности;

• при передаче данных, имеют криптографическую защиту информации различной степени конфиденциальности;

• отражают иерархичность полномочий субъектов, открывают доступ к программам, АРМ, файл-серверам, каналам связи и информации системы; необходимость оперативного изменения этих полномочий;

• организуют обработку информации в диалоговом режиме, режиме разделения времени между пользователями и в режиме реального времени;

• обеспечивают управление потоками информации как в локальных сетях, так и при передаче по каналам связи на дальние расстояния; • регистрируют и учитывают попытки несанкционированного доступа, события в системе и документах, выводимых на печать;

• обеспечивают целостность программного продукта и ин­формации в АИТ;

• устанавливают наличие средств восстановления системы защиты информации, а также обязательный учет магнитных но­сителей; • создают условия для физической охраны средств вычислительной техники и магнитных носителей.

Организационные мероприятия и процедуры, используемые для решения проблемы безопасности информации, решаются на всех этапах проектирования и в процессе эксплуатации АИТ. Существенное значение при проектировании придается предпроектному обследованию объекта. На этой стадии проводятся следующие действия:

• устанавливается наличие конфиденциальной информации в разрабатываемой АИТ, оцениваются уровень конфиденциальности и объемы такой информации;

• определяются режимы обработки информации (диалоговый, телеобработки и реального времени), состав комплекса технических средств, общесистемные программные средства и т.д.;

• анализируется возможность использования имеющихся рынке сертифицированных средств защиты информации;

• определяется степень участия персонала, функциональных служб, научных и вспомогательных работников объекта ав­томатизации в обработке информации, характер их взаимодей­ствия между собой и со службой безопасности;

• вводятся мероприятия по обеспечению режима секретности на стадии разработки системы.

Среди организационных мероприятий по обеспечению безопасности информации важное место принадлежит охране объек­та, на котором расположена защищаемая АИТ (территория здания, помещения, хранилища информационных носителей).

При этом устанавливаются соответствующие посты охраны, тех­нические средства, предотвращающие или существенно затрудняющие хищение средств вычислительной техники, информа­ционных носителей, а также исключающие несанкционирован­ный доступ к АИТ и линиям связи.

Функционирование системы защиты информации от не­санкционированного доступа как комплекса программно-техни­ческих средств и организационных (процедурных) решений пре­дусматривает:

• учет, хранение и выдачу пользователям информационных носителей, паролей, ключей;

• ведение служебной информации (генерация паролей, ключей, сопровождение правил разграничения доступа);

• оперативный контроль за функционированием систем защиты секретной информации;

• контроль соответствия общесистемной программной среды эталону;

• приемку включаемых в АИТ новых программных средств;

• контроль за ходом технологического процесса обработки финансово-кредитной информации путем регистрации анализа действий пользователей;

• сигнализацию опасных событий и т.д.

Следует отметить, что без надлежащей организационной поддержки программно-технических средств зашиты информации от несанкционированного доступа и точного выполнения предусмотренных проектной документацией процедур в должной мере не решить проблему обеспечения безопасности информации, какими бы совершенными эти программно-технические средства ни были.

Создание базовой системы защиты информации в АИТ ос­новывается на следующих принципах:

1. Комплексный подход к построению системы защиты при ведущей роли организационных мероприятий. Он означает оптимальное сочетание программных аппаратных средств и организационных мер защиты, подтвержденное практикой создания отечественных и зарубежных систем защиты.

2. Разделение и минимизация полномочий по доступу к обраба­тываемой информации и процедурам обработки. Пользователям предоставляется минимум строго определенных полномочий, достаточных для успешного выполнения ими своих служебных обязанностей, с точки зрения автоматизированной обработки доступной им конфиденциальной информации.

3. Полнота контроля и регистрации попыток несанкциониро­ванного доступа. Т.е. необходимость точного установления идентичности каждого пользователя и протоколирования его действий для проведения возможного расследования, а также невозможность совершения любой операции обработки информации в АИТ без ее предварительной регистрации.

4. Обеспечение надежности системы защиты, т.е. невозможность снижения ее уровня при возникновении в системе сбоев, отказов, преднамеренных действий нарушителя или непредна­меренных ошибок пользователей и обслуживающего персонала.

5. Обеспечение контроля за функционированием системы за­щиты, т.е. создание средств и методов контроля работоспособ­ности механизмов защиты.

6. «Прозрачность» системы защиты информации для общего, прикладного программного обеспечения и пользователей АИТ;

7. Экономическая целесообразность использования системы защиты. Он выражается в том, что стоимость разработки и эксплуатации систем защиты информации должна быть меньше стоимости возможного ущерба, наносимого объекту в случае разработки и эксплуатации АИТ без системы защиты информации.

Проблема создания системы защиты информации включает две взаимодополняющие задачи:

• разработку системы защиты информации (ее синтез);

• оценку разработанной системы защиты информации.

Вторая задача решается путем анализа технических характеристик защиты информации с целью установления соответствия ее требованиям, предъявляемым к таким системам.

В настоящее время подобные задачи решаются практически исключительно экспертным путем с помощью сертификации средств системы защиты информации и ее аттестации в процес­се внедрения.

Методы и средства обеспечения безопасности информации показаны на рис. 5.1.

Раскроем основное содержание представленных средств и методов защиты информации, которые представляют основу механизмов защиты.

Препятствие — метод физического преграждения пути злоумышленнику к защищаемой информации (к аппаратуре, носителям информации и т.д.).

Управление доступом — метод защиты информации с помощью регулирования использования всех ресурсов компьютерной информационной системы банковской деятельности элементов баз данных, программных и технических средств) . Управление доступом включает следующие функции защиты:

• идентификацию пользователей, персонала и ресурсов системы (присвоение каждому объекту персонального идентификатора);

• опознание (установление подлинности) объекта или субъ­екта по предъявленному им идентификатору;

• проверку полномочий (соответствия дня недели, времени суток, запрашиваемых ресурсов и процедур установленному peгламенту);

• разрешение и создание условий работы в пределах уста­новленного регламента;

• регистрацию (протоколирование) обращений к защищае­мым ресурсам;

• реагирование (сигнализация, отключение, задержка работ, отказ в запросе) при попытках несанкционированных действий.

Методы

                       
         
     

 

 


Средства

                       
   
Аппарат-ные
 
Программные
 
Организа-ционные
 
Законода-тельные
 
Морально-этические
 

 


Рис. 5.1. Методы и средства обеспечения безопасности информации

Маскировка — метод защиты информации путем ее криптографического закрытия. Этот метод широко применяется за рубежом как при обработке, так и при хранении информа­ции, в том числе на дискетах. При передаче информации по ка­налам связи большой протяженности данный метод является единственно надежным.

Регламентация — метод защиты информации, создающий такие условия автоматизированной обработки, хра­нения и передачи защищаемой информации, при которых воз­можности несанкционированного доступа к ней сводились бы к минимуму.

Принуждение — метод защиты, когда пользовате­ли и персонал системы вынуждены соблюдать правила обработ­ки, передачи и использования защищаемой информации под угрозой материальной, административной или уголовной ответ­ственности.

Побуждение — метод защиты, побуждающий пользователя и персонал системы не разрушать установленные по­рядки за счет соблюдения сложившихся моральных и этических норм (как регламентированных, так и «неписанных»).

Рассмотренные методы обеспечения безопасности реализу­ются на практике за счет применения различных средств защиты. К основным средствам защиты, используемым для создания механизма защиты, относятся следующие.

Технические средства представляют электрические, электромеханические и электронные устройства. Вся совокупность указанных средств делится на аппаратные и физические. Под аппаратными техническими средствами приня­то понимать устройства, встраиваемые непосредственно в вы­числительную технику, или устройства, которые сопрягаются с подобной аппаратурой по стандартному интерфейсу:

Физическими средствами являются автономные устройства и системы (замки на дверях, где размещена аппаратура, решетки на окнах, электронно-механическое оборудование охранной сигнализации и др.).

Программные средства — это програм­мное обеспечение, специально предназначенное для выполне­ния функций защиты информации.

Организационные средства защиты представляют собой организационно-технические и организаци­онно-правовые мероприятия, осуществляемые в процессе соз­дания и эксплуатации вычислительной техники, аппаратуры те­лекоммуникаций. Организационные мероприятия охватывают все структурные элементы аппаратуры на всех этапах ее жиз­ненного цикла (проектирование компьютерной информацион­ной системы банковской деятельности, монтаж и наладка обо­рудования, испытание, эксплуатация).

Морально-этические средства за­щиты реализуются в виде всевозможных норм, которые сложи­лись традиционно или складываются по мере распространения вычислительной техники и средств связи в обществе. Подобные нормы большей частью не являются обязательными как законо­дательные меры, однако несоблюдение их ведет обычно к потере авторитета и престижа человека. Наиболее показательным примером таких норм является Кодекс профессионального по­ведения членов Ассоциаций пользователей ЭВМ США.

Законодательные средства защиты определяются законодательными актами страны, регламенти­рующими правила пользования, обработки и передачи инфор­мации ограниченного доступа и устанавливающими меры ответ­ственности за нарушение этих правил.

Все рассмотренные средства защиты разделены на формальные (выполняющие защитные функции строго по заранее предусмотренной процедуре без непосредственного участия человека) и неформальные (определяемые целенаправленной деятельностью человека либо регламентирующие эту деятельность).

Для реализации мер безопасности используются различные механизмы шифрования (криптографии). Криптография — это наука об обеспечении секретности и/или аутентичности (подлинности) передаваемых сообщений.

Сущность криптографических методов заключается в следующем.

Готовое к передаче сообщение — будь то данные, речь либо графическое изображение того или иного документа, — обычно называется открытым, или незащищенным, текстом (сообщением). В процессе передачи такого сообщения по незащищенным каналам связи оно может быть легко перехвачено или отслежено подслушивающим лицом посредством умышленных или неумышленных действий. Для предотвращения несанкционированного доступа к сообщению оно зашифровывается, преобразуясь в шифрограмму, или закрытый текст. Санкционированный пользователь, получив сообщение, дешифрует или раскрывает его посредством обратного преобразования криптограммы, вследствие чего получается исходный открытый текст.

Метод преобразования в криптографической системе определяется используемым специальным алгоритмом, действие кото­рого определяется уникальным числом или битовой последовательностью, обычно называемым шифрующим ключом.

Каждый используемый ключ может производить различные шифрованные сообщения, определяемые только этим ключом. Для большинства систем закрытия схема генератора ключа может представлять собой либо набор инструкций, команд, либо часть, узел аппаратуры (hardware), либо компьютерную программу (software), либо все это вместе. Однако в любом случае процесс шифрования/дешифрования определяется единственно выбранным специальным ключом. Таким образом, чтобы обмен зашифрованными сообщениями проходил успешно, и отправи­телю, и получателю необходимо знать правильную ключевую установку и хранить ее в тайне.

Следовательно, надежность любой системы закрытой связи определяется степенью секретности используемого в ней ключа. Тем не менее этот ключ должен быть известен другим пользова­телям сети, чтобы они могли свободно обмениваться зашифро­ванными сообщениями. Криптографические системы также помогают решить проблему аутентификации (установления подлинности) принятой информации, поскольку подслушивающее лицо, пассивно перехватывающее сообщение, будет иметь дело только с зашифрованным текстом. В то же время истинный получатель, приняв сообщения, закрытые известным ему и отправителю ключом, будет надежно защищен от возможной дезинформации.

Шифрование может быть симметричным и асимметричным. Первое основывается на использовании одного и того же секретного ключа для шифрования и дешифрования. Второе харак­теризуется тем, что для шифрования используется один обще­доступный ключ, а для дешифрования — другой, являющийся секретным, при этом знание общедоступного ключа не позволяет определить секретный ключ.

Наряду с шифрованием внедряются следующие механизмы безопасности:

цифровая (электронная) подпись;

• контроль доступа;

• обеспечение целостности данных;

• обеспечение аутентификации;

• постановка графика;

• управление маршрутизацией;

• арбитраж или освидетельствование.

Механизмы цифровой подписи основываются на алгоритмах асимметричного шифрования и включают две процедуры: фор­мирование подписи отправителем и ее опознавание (верифи­кацию) получателем. Первая процедура обеспечивает шифрова­ние блока данных либо его дополнение криптографической контрольной суммой, причем в обоих случаях используется сек­ретный ключ отправителя. Вторая процедура основывается на использовании общедоступного ключа, знания которого доста­точно для опознавания отправителя.

Механизмы контроля доступа осуществляют проверку полно­мочий объектов АИТ (программ и пользователей) на доступ к ресурсам сети. При доступе к ресурсу через соединение кон­троль выполняется как в точке инициации, так и в промежуточ­ных точках, а также в конечной точке.

Механизмы обеспечения целостности данных применяются к отдельному блоку и к потоку данных. Целостность блока явля­ется необходимым, но не достаточным условием целостности потока и обеспечивается выполнением взаимосвязанных проце­дур шифрования и дешифрования отправителем и получателем. Отправитель дополняет передаваемый блок криптографической суммой, а получатель сравнивает ее с криптографическим зна­чением, соответствующим принятому блоку. Несовпадение сви­детельствует об искажении информации в блоке. Однако описанный механизм не позволяет вскрыть подмену блока в целом. Поэтому необходим контроль целостности потока, который реа­лизуется посредством шифрования с использованием ключей, изменяемых в зависимости от предшествующих блоков.

Различают одностороннюю и взаимную аутентификацию. В первом случае один из взаимодействующих объектов проверяет подлинность другого,во втором случае проверка является вза­имной.

Механизмы постановки графика, называемые также механиз­мами заполнения текста, используются для засекречивания по­тока данных. Они основываются на генерации объектами АИТ фиктивных блоков, их шифровании и организации передачи по каналам сети. Тем самым нейтрализуется возможность получе­ния информации посредством наблюдения за внешними харак­теристиками потоков, циркулирующих по каналам связи.

Механизмы управления маршрутизацией обеспечивают выбор маршрутов движения информации по коммуникационной сети таким образом, чтобы исключить передачу секретных сведений по скомпрометированным (небезопасным) физически ненадеж­ным каналам.

Механизмы арбитража обеспечивают подтверждение характе­ристик данных, передаваемых между объектами АИТ, третьей стороной (арбитром). Для этого вся информация, отправляемая или получаемая объектами, проходит и через арбитра, что позво­ляет ему впоследствии подтверждать упомянутые характеристики.

В АИТ при организации безопасности данных используется комбинация нескольких механизмов.