Тема: Театр. Сцена. Актёры
бурное развитие драматургии в конце XVI века было неотделимо от расцвета театрального искусства. народный площадный театр в последние десятилетия этого века стал тем местом, где почти ежедневно собиралась огромная толпа, чтобы воспринимать новые, свободолюбивые идеи, восхищаться сильными и смелыми героями, отважно борющимися за своё человеческое достоинство и за общественное благо.
Новый театр был демократичен. Актёры были малообеспеченными, бесправными людьми, которые в королевских указах приравнивались к бездомным бродягам и подвергались жестокому наказанию, если труппа не находилась под покровительством знатного лица. Спасаясь от преследования властей, актёры шли на унизительное положение «слуг» какого-нибудь вельможи. Так, даже труппа, в которой состоял Шекспир, именовалась «Слуги лорда Камергера». Но покровительство знатных особ почти не касалось самого творчества актёров, оставшегося достаточно независимым. Популярность театрального искусства с каждым десятилетием возрастала, что стимулировало появление новых актёрских коллективов и устройство театральных помещений. За короткий срок в Лондоне было выстроено несколько театральных зданий. Первым из них был «Театр», построенный в 1576 году предпринимателем Джемсом Бербеджем. Помимо публичных театров, в Лондоне существовали театры придворные, но определяли развитие ренессансной драматургии и сценического искусства именно театры, посещаемые народным зрителем.
По своей организации эти театры были двух типов. Первый тип – это товарищество напаях, управляемое самими актёрами. Второй тип, более распространённый, но менее прогрессивный – это предприятие капиталистического типа, когда во главе стоял предприниматель, который владел театральным зданием, костюмами и бутафорией, покупал за бесценок у драматургов пьесы и нанимал труппу; труппа от него была в полной зависимости. Театральным предпринимателем этого типа был Филипп Генсло, владелец театральных зданий, в том числе театра «Роза».
Все лондонские театры были размещены на южном берегу Темзы, за чертой районов, находящихся в ведении городского Совета общин. На южном берегу стали появляться одно за другим большие деревянные здания публичных театров. Одни из них были круглые, другие квадратные, третьи имели форму восьмигранника (как «Глобус».) Крыш эти здания не имели; небольшое прикрытие возвышалось только над самой сценой. На спектакли собиралось до 1500 – 2000 человек. Бочары, водоносы, сапожники и прочие ремесленники стояли прямо перед сценой. Тут было тесно, весело и шумно; иногда затевались маленькие потасовки, выкрикивались шуточки по адресу важных дам, восседавших в ложах. Граждане с достатком располагались на галереях, тремя ярусами опоясывающих круглые стены театра.
Сцена была украшена коврами и циновками, а сверху подвешивался навес – чёрный в трагедиях и голубой в комедиях. Декораций было очень мало. Одежда самого актёра была богата и живописна, хотя и неточно выражена в отношении историческом и национальном. Состав труппы был невелик, от 8 до 14 человек. Женские роли исполняли миловидные и хрупкие юноши. Женщины актрисы впервые появились на английской сцене в 1660 году. Актёрское искусство было достаточно высоким. Ричард Бербедж (1567 – 1619) исполнял почти все главные роли в трагедиях Шекспира: Ричард III, Гамлета, Отелло, Лира, Макбета, Просперо, - и во всех этих разнообразных ролях восхищал зрителей искусством перевоплощения. Бербедж обладал превосходными голосовыми данными. Но даже и в паузах он взглядами и жестами всё время держался на высоте исполнения роли.