Тема: РАННИЙ АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР

Тема: АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР

 

Своей вершины театр европейского Возрождения достиг благодаря творчеству величайшего драматурга Вильяма Шекспира. Театр Шекспира стал итогом развития национального английского театра и в известной степени суммировал достижения всей предшествующей сценической культуры как древнего, так и нового времени. Одновременно творчество Шекспира открывало перспективы и для дальнейшего развития театра и драмы по пути социально-философского осмысления жизни, глубокого раскрытия внутреннего мира человека и его ярчайшего поэтического воссоздания.

Высокий реализм театра Шекспира – реализм эпохи Возрождения – был предопределён не только гением поэта, но и многими объективными факторами: связью театра эпохи Шекспира с народной и национальной традицией, гуманистическими позициями этого театра.

Сила шекспировского ренессанского реализма – в неиссякаемой веры в человека.

Таким образом, английский театр, развившись позже итальянского и испанского, создал на рубеже XVI – XVII веков искусство, идейная зрелость которого предопределялось зрелостью самого исторического процесса решительной ломки феодальных форм и закладки основ буржуазного общества.

Англия была страной, в которой феодальное дворянство раньше, чем где-либо, потеряло свою экономическую мощь и политическое правомочия. Объясняется это многочисленными и долголетними войнами.

Бедственное положение масс было особенно трагично. Народ жаждал свободы и отважно боролся за неё. Он впервые осознал себя хозяином своей судьбы.

 

 

 

«Трагедия родилась на площади», - писал Пушкин, имея виду Шекспира. Действительно, театр английского Возрождения родился и развивался на народной площадной сцене. Это определило его яркое национальное своеобразие и доступность широчайшим массам демократических зрителей.

Относительная слабость английского феодализма и ранее развитие городов сделали наиболее популярными жанрами народной сцены не религиозную мистерию, а моралите и фарсы. При Елизавете Тюдор (1558 – 1603) представления мистерий были уже запрещены.

В результате знакомства с античным и итальянским опытом на английской сцене появились первые образцы национальной драматургии – комедии и трагедии.

Истинным родоначальником английской ренессанской драмы стал Кристофер Марло (1564 – 1593). Он писал философские и атеистические трагедии. В 1588 году он написал «Трагическая история доктора Фауста»: здесь герой жаждет познания и радостей жизни. Фауст, продав свою душу Мефистофелю, обретает знания, которые делают его всемогущим. Безбожник Фауст зло потешается над монахами, кардиналами и самим папой. Так смыкается философская трагедия с народным фарсом. Завершая драму раскаянием Фауста и сохранив традиционную развязку сюжета, Марло первый выразил всем духовным обликом своего героя титаническую силу бесстрашной борьбы за свободу мысли.

Одновременно с пьесами Марло на сцене с успехом шли трагедии других драматургов группы «университетские умы», среди которых Томас Кид (1557 – 1595), Роберт Грин.

Предшественники Шекспира заложили основы нового типа ренессанской трагедии и комедии. С подмостков народной сцены прозвучали важные идейные, философские и моральные истины, был показан титанический герой, мужественный, дерзкий человек нового времени. Но в этой сильной индивидуальности ещё не было гуманистической заинтересованности судьбой народа, не было связи между личным самоутверждением и осознанием ответственности перед обществом. Позитивная же программа – борьба за народную правду, написанных до Шекспира , ещё не было.