Тема: ПАСТОРАЛЬ

Тема: ТРАГЕДИЯ

 

Вторым жанром гуманистической драматургии была трагедия. Если комедия по тематике и идеологии была близка городскому, буржуазному обществу, то трагедия предназначалась для очень ограниченных аристократических кругов. Создаваемые по образцу творений Софокла, Еврипида и (главным образом) Сенеки, итальянские трагики XVI века были в ещё большей степени, чем комедии, зависимы от античного канона. Наличие хора, мифологические или легендарные сюжеты, сохранение законов единства действия, места и времени, преобладание повествовательного начала над действенным – всё это придавало итальянским трагедиям подчёркнуто стилизованный характер. трагедии были отдалены от широкой социальной и философской тематики своего времени.

Первый образец этого жанра – трагедия Дж. Триссино «Софонисба» (1515 год). Она ещё имела, хотя и слабо выраженное, патриотическое значение. В дальнейшем этот жанр развивался лишь в сторону «трагедии ужасов». В пьесах Дж. Ручеллаи, Л. Аламанни, С. Сперони, Л. Дольче, написанных в духе «кровавых трагедий» Сенеки, совершались самые чудовищные злодеяния и рекой, текла кровь.

Новая трагедия стремилась «захватить дух» зрителей.

Интерес к произведениям такого толка можно объяснить тяжёлыми общественными настроениями, вызванными жёсткой реакцией, и падением морали в верхах общества. Для тех кругов, где преступление нередко становилось условием преуспевания, а необузданная страсть почиталась как проявление личной независимости, «кровавая трагедия» была по-своему жизненна, современна.

Единственная попытка создания трагедии на патриотическую тему – «Горации» Пьетро Аретино (1548 год) – общей картины не изменила.

Не обладая общенародной гражданской и этической проблематикой, итальянская трагедия не могла подняться до высот подлинной поэзии и не сохранилась в веках.

 

Третий жанр гуманистического театра – пастораль. Не имея прообраза в античной драматургии, этот жанр питался из источников римской буколической поэзии.

Поначалу пасторальное направление выразило себя в поэзии и, основываясь на мотивах произведений Виргилия, наиболее ярко проявилось в пастушеской поэзии Боккаччо («Фьезоланские нимфы»). Под пером Анджело Полициано лирическая пастораль драматизируется и в «Сказании об Орфее» (1480) получает форму своеобразного театрального представления. Пьеса звучала гимном любви и природе. Со сцены впервые столь сильно и открыто утверждалась облагораживающая сила любви.

Ранняя пастораль содержала в себе здоровую ренессансную основу радостного приятия жизни; чувство в пасторальных сюжетах освобождалось от гнёта средневекового аскетизма и само по себе давало ощущение воцарившейся в мире гармонии, единства человека и природы. Но позднее, в годы общественного застоя, устанавливается культ идеальной любви. Жанр пасторали, удалённый от злобы дня, от общественной тематики, становится к середине XVI в. наиболее любимым в аристократической среде. Пастораль с её изнеженными пастухами и пастушками, олицетворяющими благородство «избранных натур», с её исключительным интересом к любовным треволнениям, отчуждённостью от всего реального и грубого и пристрастием ко всему изысканному, в стабилизованной и идеализированной форме изображала придворные аристократические нравы.

Место рождения пасторали – та же придворная Феррара, сыгравшая важную роль в истории ренессансной комедии. Именно здесь были показаны первые пастушеские пьесы: «Эгле» Дж. Чинтио (1545), «Жертвоприношение» Агостино Беккари (1554), «Артуза» Лоллио (1563). Наибольшей поэтической силы жанр пасторали достиг в «Аминте» Торквато Тассо (1573).

Итальянская пасторальная драматургия была образцом, по которому многие европейские драматурги XVI – XVII в.в. создавали свои «пастушеские» пьесы.