Тема: Моралите

 

Реформационное движение (Реформация) развернулось в Европе в XVI веке. Оно носило антифеодальный характер и приняло форму борьбы с идеологической опорой феодализма – католической церковью.

Реформационное движение утверждает принцип «личного общения с богом», принцип личной добродетели. В руках зажиточного бюргерства мораль становится оружием борьбы и против феодалов, и против неимущих городских масс. Стремление придать святость буржуазному мировоззрению рождает театр моралите. Он вырастает из мистерий, в которых нравоучительная дидактика заключалась в религиозные формы и часто теряла смысл из-за соседства бытовых комических сцен. Моралите освободило морализацию как от религиозных сюжетов, так и от бытовых отвлечений и, обособившись, обрело стилевое единство и большую дидактическую направленность. Однако при этом были утеряны действенность постановки и жизненные черты персонажей.

Основным признаком моралите является аллегоризм. В пьесах действуют аллегорические персонажи, каждый из которых олицетворяет какой-то человеческий порок или добродетель, стихию природы, церковное понятие. Эти персонажи лишены индивидуальных характеров, и даже реальные вещи в их руках превращаются в символы: Надежда, например, появлялась с якорем в руках, Себялюбие поминутно гляделось в зеркало и т.п. Столкновение героев строилось на борьбе двух начал: добра и зла, духа и тела. Стиль актёрской игры в моралите был сдержанный. Другой особенностью моралите становится поэтическая речь, на которую обращается особое внимание.

Авторами некоторых моралите были ранние гуманисты, профессора средневековых школ. В Нидерландах сочинением и постановкой моралите занимались патриоты, борющиеся против испанского засилья. Их пьесы были полны современных политических намёков, за что авторы и актёры нередко преследовались.

В своём развитии моралите частично освобождалось от строгой аскетической морали: под воздействием новых общественных сил в нём проявлялось некоторое стремление к реализму. Противоречия жанра были признаком сближения с жизнью. В иных моралите можно было встретить мотивы социальной критики. Но и в далёких от политики моралите, выступавших против общечеловеческих пороков, чувствуется внутреннее сопротивление традиционной морали воздержания. Несмотря на критическую тенденцию, изображение мирских страстей и пиршеств в плане весёлого маскарадного зрелища подтачивало самую идею осуждения излишеств и превращало это моралите в ряд красочных, довольно жизненных сценок, проникнутых жизнерадостным мироощущением.

Историческое значение аллегорического жанра было в том, что он внёс в средневековую драматургию структурную чёткость, поставил перед театром задачу построения типического образа. Но, будучи во власти догматичной морали, этот жанр не смог породить ничего значительного. Религиозная идеология и на этот раз убивало творчество.

Искусство смогло найти яркое выражение лишь в развивавшемся параллельно моралите фарсовом театре, обособленном от церкви. Это было жизнерадостное искусство карнавала, городской улицы.