Тема: МИСТЕРИЯ

Тема: Миракль

 

Само название миракль происходит от латинского слова «чудо». И действительно, все конфликты, порой очень остро отражавшие жизненные противоречия, в этом жанре размещались благодаря вмешательству божественных сил – святого Николая, девы Марии и т.д. с течением времени эти пьесы, сохраняя религиозную морализацию, всё острее показывали произвол феодалов, силу тёмных страстей, владевших знатными и богатыми людьми. В первом из известных мираклей - «Игра о святом Николае» (1200 год) – в центре внимания было чудо, совершённое святым для избавления христианина, попавшего в языческий плен, и история входила в него лишь отзвуком крестовых походов. Более поздний «Миракль о Роберте-дьяволе» давал уже общую картину кровавого века Столетней войны (1337-1453 годы) и страшный портрет бессердечного феодала.

Само время – XIV век, полный войн, народных волнений и бесчеловечных расправ, - объясняет развитие такого противоречивого жанра, как миракль. С одной стороны, крестьянские массы брались за топоры, восставали, с другой – впадали в набожность. Отсюда и элементы критики, и религиозное чувство в мираклях.

Большинство мираклей строилось на бытовом материале – из жизни города, из жизни монастыря, или средневекового замка. Двойственность миракля была связана с идеологической незрелостью городского бюргерства того времени. Не случайно миракль, начинавшийся с обличительного изображения действительности, всегда заканчивался компромиссом, актом раскаяния и прощения, что практически означало примирение с только что показанными злодеяниями, ибо предполагало в каждом злодее возможного праведника. Это устраивало и бюргерское сознание и церковь.

Дальнейшее развитие средневекового театра приводит его к наиболее универсальному жанру – мистерии.

 

Время расцвета мистериального театра – XV – XVI века, время бурного расцвета городов и обострения социальных противоречий. Город уже в значительной мере преодолел феодальную зависимость. Но ещё не попал под власть абсолютного монарха. Мистерия и явилась выражением расцвета средневекового города, его культуры. Она выросла из так называемых «мимических мистерий» - городских процессий в честь религиозных праздников, в честь торжественных въездов королей. Из этих празднеств постепенно складывалась площадная мистерия, использующая ранний опыт средневекового театра и по линии литературной, и по линии сценической.

Представления мистерий организовывалось не церковью, а городскими цехами и муниципалитетами. Авторами выступали деятели нового типа – учёные богословы, юристы, врачи. Мистерии были массовым площадным самодеятельным искусством. В представлениях участвовали сотни человек. Господствовавшая более двухсот лет в Европе, особенно во Франции, мистерия всей своей историей даёт яркий пример борьбы религиозного и мирского начал.

Мистериальная драматургия разделяется на три цикла: «ветхозаветный», имеющий своим содержанием циклы библейских легенд; «новозаветный», рассказывающий историю рождения и воскресения Христа, и «апостольский», в котором сюжеты пьес были заимствованы из «Жития святых».

Ярким примером, ранней мистерии может служить огромная (50 тысяч стихов, 242 действующих лица) «Мистерия Ветхого завета», содержавшая 38 отдельных эпизодов. Её главными героями были Бог, ангелы, Люцифер, Адам и Ева. В мистерии показывалось сотворение мира, восстание Люцифера против Бога, библейские чудеса. Это были эффектно сделанные фокусы: сотворение света и тьмы, тверди и неба, животных и растений и, наконец, сотворение человека, а затем его грехопадение и изгнание из рая.

Из мистерий, посвящённых Иисусу Христу, широко была распространена «Мистерия страстей», которая разделялась на четыре части, в соответствии с четырьмя днями представления. Образ Христа пронизан патетикой, церковной риторикой, но рядом существуют и драматические образы: оплакивающая Христа Богоматерь, грешник Иуда.

Стремление к достоверному отражению окружающей жизни показано в «Мистерии об осаде Орлеана» В ней действуют исторические герои, конфликт происходит не между богом и дьяволом, а между английскими захватчиками и французскими патриотами (осада Орлеана в 1429 году). Весь патриотический пафос создатели драмы вложили в образ национальной героини Франции Жанны д’Арк. Эта мистерия свидетельствует о стремлении городского самодеятельного театра к историческому отражению жизни, о возможности создания широкой народной драмы, на современной основе, драмы патриотической и героической. Но подчинение реалистического изображения религиозной концепции, доказательству всесилия божественного промысла заставило эту мистерию служить религии, церкви и чрезвычайно снизило её художественные достоинства.

Несмотря на явные черты народности, мистерии всё же не могли выйти из плена религии, правдивое изображение жизни в этом жанре не могли восторжествовать. Но мистерия раздвинула тематический диапазон средневекового театра, накопила огромный сценический опыт, который был использован позднейшими жанрами средневековья.

Представления мистерий, происходившие на городских улицах и площадях, оформлялись по-разному. Существовали три варианта оформления, организации представлений: передвижной– когда мимо зрителей проезжали телеги, с которых показывались мистериальные эпизоды; кольцевой – когда действие происходило на разных отделениях кольцевого помоста и одновременно внизу, на земле, в центре круга, образованного этим помостом (зрители стояли у столбов, на которых помост возвышался); и, наконец, беседочный – когда на прямоугольном помосте или просто на городской площади выстраивались беседки, изображавшие дворец императора , городские ворота, рай, чистилище, ад и т.д. если это не было ясно по внешнему виду, то на беседку вешалась поясняющая надпись.

Декоративное искусство было скромным, зато искусство сценических эффектов находилось на большой высоте. Религиозное содержание, полное чудес, требовало их наглядного показа: натуральность была обязательным условием народного зрелища. На сцену выносили раскалённые щипцы и выжигали на теле грешников клейма. Убийства сопровождались потоками крови (бычьи пузыри с краской прятались под рубаху, удар ножа протыкал пузырь, и человек обливался кровью).

Любимые народом персонажи – шут и бес – вносили в динамическую мистерию ещё большую действенность, народную энергию. Текст мистерий часто импровизировался. Исполнителями мистерий был городской люд.

Мистерии развили театральную технику, утвердили в народе вкус к театру, подготовили некоторые особенности ренессансной драмы. В 1548 году запрещают показ мистерий, слишком ощутимой стала комедийная критическая линия мистериального театра. Причина гибели мистерии ещё и в том, что она не получила поддержки со стороны новых, прогрессивных сил общества. Религиозное содержание отталкивало людей гуманистически настроенных, а площадная форма и критические элементы вызывали гонения церкви.

Историческая обречённость мистерии была предрешена внутренней противоречивостью жанра. К тому же мистериальный театр потерял и свою организационную почву: королевская власть искореняет все городские вольности и запрещает цеховые союзы. Мистерия подвергается резкой критике со стороны как католической церкви, так и реформационного движения.