ИСТОКИ РИМСКОГО ТЕАТРА

НАРОДНАЯ ДРАМА В РЕСПУБЛИКАНСКОМ РИМЕ

 

Латиняне были одним из многочисленных племён и народов, населявших древнюю Италию. Они жили по нижнему течению Тибра, в области, которая называлась Лациум. Столицей их был город Рим, основанный, по преданию, в 753 году до н.э.

Важную роль в древней Италии играли этруски и греки. Греки с давних времён свои колонии в Южной Италии и Сицилии. Этруски были племенем, в подчинении у которого до начала VI века до н.э. находились многие италийские племена, в том числе и латиняне. Происхождение этрусков до сих пор не выяснено, однако результаты археологических раскопок в Италии свидетельствуют, что это был народ создавший высокую культуру.

Только в VI веке до н.э. римляне освободились от власти этрусков, изгнав этрусских царей, и в Риме установилась республика и форма античного полиса. Вскоре после этого начались завоевания Рима в Италии. Благодаря выгодному географическому положению – в центре Италии на берегу Тибра, связывающего город с морем, - Рим рано сумел составить большую федерацию италийских племён.

Подчинив себе к середине IV века до н.э. среднюю Италию, римляне всё дальше продвигались на юг и в начале III века до н.э. завоевали греческие колонии в Южной Италии. После этого римляне стали полновластно распоряжаться на всём Аппеннинском полуострове.

Римский полис возник в период перехода от общинно-родового строя к рабовладельческому и в своём социально-экономическом развитии прошёл тот же путь, что и греческие города-государства, но с той лишь разницей, что в Риме рядовые граждане - плебеи не обладали никакими политическими правами.

С конца VI века до н.э. Рим стал аристократической республикой во главе с сенатом, состоящим из знатных римских граждан (нобилей). Всё более широкое использование рабского труда. Разорение мелких земледельцев и ремесленников, обострение классовых противоречий – всё это привело в I веке до н.э. к установлению в Риме военной диктатуры, а затем к империи.

По своему культурному развитию римляне были значительно ниже этрусков и греков. Через этрусков они познакомились с греческим алфавитом и греческой мифологией, причём многие греческие боги и герои получили римские имена.

Развитие римской литературы и театра началось в середине III века до н.э. Это было время, когда классический период у греков был, уже позади и достигла расцвета культура эллинистического периода. Развиваясь позже, чем Греция, Рим часто находил там ответы на многие идеологические вопросы. Греческая наука и искусство, архитектура и ремёсла, религия и мифология оказали огромное влияние на Рим. В области литературы и театрального искусства римляне также часто заимствовали готовые формы у греков. Они подвергались радикальной переработке в соответствии с потребностями и вкусами римского общества.

Даже в пору своего наивысшего расцвета театр в Риме не играл той общественной роли, какая принадлежала ему в Греции.

Истоки римского театра и драмы восходят, как и в Греции, к обрядовым играм, богатым карнавальными элементами. Таков, например , праздник Сатурналий – в честь италийского божества Сатурна. Особенностью этого праздника было «переворачивание» привычных общественных отношений господа на время праздника становились «рабами», а рабы «господами».

Одним из истоков римского театра и драмы были сельские праздники сбора урожая. На этих праздниках распевались песни – фесценнины, в которых по свидетельству Горация, находила отражения социальная борьба между патрициями и плебеями.

Существовала и другая форма примитивных зрелищ – сатура. Основой для сатур послужили мимические танцы этрусских плясунов под флейту. Этрусским актёрам стала подражать римская молодёжь, которая прибавила к пляске шуточный диалог и жестикуляцию. Так постепенно возникли сатуры (смесь). Сатуры были драматическими сценками бытового и комического характера, включавшими в себя диалог, пение, музыку и танцы, причём музыкальный элемент играл в них существенную роль.

Когда у римлян появилась литературная драма, актёрская профессия стала считаться постыдной.

Ещё одним видом ранних драматических представлений в III веке до н.э., также комического характера, были ателланы (городок Ателла). В ателлане действовали четыре постоянных комических персонажа; Макк (дурак), Буккон (смышлённый парень, но болтун), Папп (богатый, скупой и глупый старик), Доссен (хитрый горбун). Эти четыре персонажа-маски были главными героями ателланы. Твердого текста ателланы не имели, они пользовались импровизацией. В I веке до н.э. ателланы получили литературную обработку.

К народной драме восходит и мим. Как и в Греции, мим воспроизводил сценки из народного быта, а иногда пародировал мифы, выводя в шутовском виде богов и героев.

Таким образом, в Риме существовали примерно те же обрядовые игры, что и в Греции. Но дальше слабых зачатков драмы развитие народного театра не пошло. Это объясняется общим консервативным укладом римской жизни и сильным сопротивлением жрецов. Поэтому в Риме не сложилось самостоятельной богатой поэтическими образами мифологии, которая в Греции послужила «почвой и арсеналом» искусства, в том числе драмы.

 

2.1. Тема: РИМСКИЙ ТЕАТР ЭПОХИ РЕСПУБЛИКИ ОТ СЕРЕДИНЫ р III ВЕКА ДО КОНЦА I ВЕКА ДО Н.Э.

ПОЯВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ДРАМЫ В РИМЕ. ЛИВИЙ АНДРОНИК, ГНЕЙ НЕВИЙ И ДРУГИЕ

 

 

Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков и перевели её на латинский язык, приспособив к своим понятиям и вкусам. Объясняется это исторической обстановкой того времени. Завоевание южноиталийских городов, обладавших всеми сокровищами греческой культуры, не могло пройти бесследно для римлян. Греки впервые оказались в Риме в качестве пленных, заложников дипломатических представителей, педагогов. Знание греческого языка распространяется всё шире. Культурное греческое влияние усиливается во время войны (264-241 и 218-201 года до н.э.). Войны окончились победой Рима, который после этого уже не знал соперников в бассейне Средиземного моря. По случаю окончания войны было решено устроить драматическое представление. Постановку поручили греку Ливию Андронику, попавшему в Рим в качестве военнопленного после взятия Тарента 272 год до н.э. он стал рабом римского сенатора, от которого и получил своё римское имя Ливий. Отпущенный затем на волю, Ливий Андроник стал обучать греческому и латинскому языкам сыновей римской знати. Этот школьный учитель и поставил на играх трагедию и, вероятно также комедию, переработанные им с греческого языка на латинский. Эта постановка дала первый толчок развитию римского театра. Он написал 14 трагедий и 3 комедии. Все эти произведения не отличались совершенством. Однако заслуга Андроника заключается в том, что он явился родоначальником римской драматургии, первым создателем театрального репертуара.

С 235 года до н.э. начинает ставить на сцене свои пьесы драматург Гней Невий (около 280-201 годы до н.э.). Он был уроженцем латинского городка в Кампании и принадлежал, видимо, к плебейскому роду. После окончания первой Пунической войны, в которой он принимал участие, Невий поселился в Риме и начал заниматься литературной деятельностью. Гнея Невия с полным основанием можно назвать первым самобытным римским поэтом. Его стихи (сатуры), драмы, эпическая поэма «Пуническая война» отличались самостоятельностью и в художественном и в идейном отношении. Невий старался литературу сделать актуальной, он рассматривал театр как арену бичевания пороков и раболепства. В ряде его произведений звучали насмешки над нарушавшими демократические принципы римскими государственными деятелями, например над могущественным в то время родом аристократов Метеллов. Метеллы потребовали наказания Невия, и он был заключён в тюрьму, откуда ему удалось освободиться благодаря заступничеству народных трибунов. Но всё же Невий не смог жить в Риме – он был вскоре изгнан и умер в безвестности в одной из римских колоний в Северной Африке.

В начале своей драматургической деятельности Невий писал трагедии по греческому образцу на тему троянского цикла мифов. Но вскоре он выступил с трагедиями на сюжеты из римской истории. Такая трагедия называлась у римлян претекста (тога с пурпурной каймой – одеяние высших должностных лиц Рима). Позднее претексты использовали в качестве сюжетов не только исторически е, но и современные события. Однако Невий наибольшей славы достиг в области комедии. Невий был создателем паллиаты (литературной комедии, которая представляла собой переработку новоатической, т.е. бытовой греческой комедии). Паллиата ставилась в Риме в течение III – II веков до н.э. Своё название она получила от греческого широкого плаща – паллия, так как действие паллиаты всегда происходило где-нибудь в Греции и герои её носили греческую одежду.

Хотя Невий и придерживался греческих оригиналов, но обрабатывал он их гораздо свободнее, чем Ливий Андроник. Невий первый применил так называемую контаминацию, т.е. соединение в римской комедии сюжетных линий двух или трёх греческих. Возможно, что Невий был основоположником и римской национальной комедии – тогаты.

Одновременно с Невием и после него писали трагедии и другие поэты. Знаменитыми римскими трагиками III – II веков до н.э. были Эний(239-169 год до н.э.), Пакувий (220 – около 130 года до н.э.) и Акций (170 – около 85 года до н.э.). Они брали для переработки произведения всех трёх великих греческих трагиков (Эсхил, Софокл, Еврипид), но наиболее любимым оригиналом был для них Еврипид. Его стремление к жизненному правдоподобию, элементы семейно-бытовой драмы в некоторых его трагедиях делали произведения Еврипида доступнее для римских зрителей, чем произведения Эсхила и Софокла. В римской трагедии не могли ставиться во всей остроте т сложности политические, религиозно-философские и моральные проблемы, которые затрагивала греческая трагедия. Слишком велико было различие и в социально-политическом строе, и в культурном уровне Греции Vвека и Рима III – II веков до н.э. Поэтому греческие оригиналы приходилось сильно перерабатывать. Драматурги стремились придать римскую окраску некоторым эпизодам греческих трагедий и чисто римские черты характерам героев. Роль хора в римской трагедии значительно уменьшилась сравнительно с греческой трагедией. Хоровые партии перелагались в монологи и дуэты актёров. Как и греческая, римская трагедия писалась стихами.

Несмотря на попытки драматургов приспособить греческую трагедию к римским вкусам, она оказывалась для значительной части римской публики сложной по содержанию. Простой народ в Риме с большим удовольствием смотрел комедию: она была ближе к жизни и потому понятнее.

Ни трагедии, ни комедии этой поры до нас не дошли, и представление о них можно судить по небольшим фрагментам, а также благодаря описаниям, оценкам современников.

 

2.2. Тема: ПЛАВТ

 

Продолжателем дела Невия как камедиографа был его младший современник Тит Ма

каций Плавт (около 254 – 184 годы до н.э.). Предание гласит, что Плавт в молодости был актёром ателланы. Творчество Плавта относится к тому периоду, когда Рим из сельскохозяйственной общины превращается в сильнейшее государство – сначала Апеннинского полуострова, а затем и всего бассейна Средиземного моря. Многочисленные успешные войны поставляют в Рим огромное количество рабов и материальные богатства; максимальная выгода извлекается из завоёванных земель. Благодаря интенсивному развитию товаро-денежных отношений растёт ростовщичество. Сдвиги, происходящие в социально-экономической жизни общества, расшатывают строгий патриархальный уклад.

Все эти черты римской жизни на рубеже III – II веков до н.э. нашли отражение в комедиях Плавта. Он был самым блестящим представителем паллиаты (бытовая греческая комедия).

Хотя действие в комедиях Плавта происходит в греческих городах и герои его одеты в греческие одежды, носят греческие имена, в этих «греках» римские зрители узнавали самих себя и свои нравы. Секрет успеха Плавта состоит в том, что его комедии, являясь переделкой греческих, самобытны по духу, в них ярко запечатлены черты римской жизни. Плавт сочувственно относится к плебейским низам рабовладельческого общества и осуждает людей, стремящихся к наживе. В его комедиях есть резкие нападки на ростовщиков, нечестных на руку торговцев, сводников.

Большое место в комедиях Плавта отводится пению и музыке (в новой аттической комедии пение и музыка использовалась только в антрактах).

Пьесы Плавта отличает динамичность, они проникнуты пафосом неистощимой энергии и здорового оптимизма. При этом сами характеры его героев статичны, лишены сложности и психологической глубины, поэт обращает основное внимание на события, а всё что касается внутреннего развития образа, упрощается. От Плавта дошли до нас 20 комедий полностью и одна в отрывках. Почти все комедии начинаются с пролога. В них рассказывается о событиях, предшествовавших началу действия, и о том, как будут развиваться интрига.

Комедии Плавта прожили большую историческую жизнь, хотя в середине века Плавт был основательно забыт: богословы считали, что его пьесы содержат в себе много безнравственного. Зато в эпоху Возрождения Плавт снова воскрес для европейского театра. Его пьесы переводят, создают различные подражания и переделки. Мотивы комедий Плавта обрабатывались многочисленными драматургами: Ариосто, Аретино, Шекспиром, Мольером и другими.

 

2.3. Тема: ТЕРЕНЦИЙ

 

Публий Теренций Афр (около 185 – 159 годы до н.э.), работавший, как и Плавт, в жанре паллиаты, принадлежал уже к следующему поколению драматургов. Уроженец Карфагена (Северная Африка), Теренций ещё мальчиком был привезён в Рим, где стал рабом римского сенатора. Заметив выдающиеся способности юноши, сенатор дал ему хорошее образование, а затем отпустил на волю. Теренций находился в дружеских отношениях со многими знаменитыми людьми, входившими в кружок просвещённого патриция Сципиона Младшего – приверженца греческой культуры и греческого образования.

Именно в это время благодаря завоеванию Римом Восточного Средиземноморья влияние греческой культуры на римскую становится особенно интенсивным, Римляне знакомятся с греческой образованностью уже непосредственно на её родине. В 146 году до н.э. Греция была покорена Римом и вошла в состав Римской республики.

Кружок Сципиона Младшего пропагандировал греческие философские и нравственные учения, основу которых составляла защита социального мира, гуманных отношений между людьми. Подлинным проповедником этих устремлений стал Теренций.. он написал шесть комедий, и все они сохранились. Конфликты в комедиях Теренция носят семейный характер, и основной целью драматурга является гуманизация нравов. Он стремится дать более углублённую психологическую характеристику своим персонажам, создавая интересные, жизненные образы. Комедии Теренция знакомили римских зрителей с миром более сложным, чем у героев Плавта. Теренций может быть назван предшественником новой европейской драмы. Европейский театр неоднократно обращался к его творчеству. Влияние его комедий чувствуется в комедиях Мольера. После смерти Теренция его пьесы ещё несколько десятилетий ставятся на сцене, но затем исчезают из театрального репертуара Древнего Рима. И вообще паллиата, лучшие образцы которой были уже исчерпаны, замирает и уступает место новому жанру комедии – с национальным, римским сюжетом

 

 

2.4. Тема КОМЕДИЯ ТОГАТА, ЛИТЕРАТУРНАЯ АТЕЛЛАНА, МИМ

 

Тогатой в Риме называли комедию, действующие лица которой выступали в тоге (верхняя одежда римских граждан)появление новой комедии связано с переменами в общественно-политической жизни Рима. В результате завоеваний Рим объединяет к середине II века до н.э. государства Средиземноморского басейна (146 год – Греция и Македония, 133 год – Пергам) и превращается из небольшой земледельческой общины, какой он был ещё около 300 году до н.э., в огромное рабовладельческое государство. Это способствует росту общественного сознания среди римских граждан. В литературе и театре возникает потребность иметь такую комедию, которая бы сбросила бы греческий плащ и давала непосредственное отражение римской жизни.

Родоначальником комедии тоги считают Гнея Невия, однако подлинного расцвета тогата достигла в творчестве драматургов Титиния, Афрания и Атты, писавших в конце II – начале I века до н.э. От их произведений до нас дошло лишь около 600 отдельных строк, но их пьесы высоко оценивались не только современниками, но и в более поздние времена.

Действующими лицами тогаты были «маленькие люди» деревни и города: крестьяне и ремесленники различных профессий, мелкие торговцы, комедии тоги во многом напоминали паллиату, но перенесения действия на римскую почву придало ей ряд отличительных черт, обусловленных более суровыми и патриархальными римскими обычаями. Произошли изменения в составе комических масок и типов. Так, например, раб паллиаты – душа интриги – не был возможен в комедии тоги, так как, по понятиям римлян, раб не мог быть умнее своего господина. Изменились женские персонажи : вместо гетер и рабынь в тогате действуют свободные гражданки – жёны, матери, дочери, падчерицы.

Действие тогаты происходило обычно в каком-нибудь небольшом итальянском городке, на улице, перед лавочками ремесленников. Персонажи носили латинские имена или назывались по своим ремёслам. Крупные социальные и политические вопросы не занимали авторов тогат.

Движение за создание национальной комедии не остановилось на тогате в начале I века до н.э. два писателя Помпоний и Новий, обратились к старинной ателлане и дали ей литературную обработку, так появилась литературная ателлана, выросшая из народного творчества. Она рисовала жизнь преимущественно низших слоёв населения. Помпоний и Новий добавили к прежним персонажам ателланы римских ремесленников и представителей других профессий: валяльщиков сукна, пекарей, рыбаков, дровосеков, врачей, гадателей, арфисток. В литературных ателланах выступали и разные чудовища, созданные народной фантазией. Они изображались в страшных масках и служили пугалом для детей.

Незатейливые сюжеты ателлан обыгрывались в чисто фарсовом духе. Однако ателлана, сохраняя в себе черты карнавальной игры с её грубыми шутками, откровенной эротикой, непристойностями, перебранками и потасовками, была в то же время одним из немногих сценических представлений, в которых допускалась критика политической и общественной жизни Рима. Так, в ателлане часто высмеивались незадачливые полководцы, римские аристократы с их «грекоманией», увлечением греческой философией. Ателлана, подобно сатировской драме у греков, часто ставилась в конце представления, после трагедии.

Мим тоже с давних пор был известен в римском обществе. Однако он распространился в конце периода республики. Актёры выступали в миме без масок, и это открывало широкий простор для искусства мимической игры. Женские роли исполнялись женщинами. Актёры мимов играли босиком или надевали на ноги только тонкие подошвы, так что казались босыми. Поэтому исполнителей мимов называли «босоногими».

Содержание мимов составляли жизнь и быт столичного плебса. В мимах изображалось плутовство, судебное крючкотворство, но ещё чаще – нарушение супружеской верности. (Застигнутого врасплох любовника уносят в сундуке, чтобы он не попался на глаза обманутому мужу). Существенной частью мимов были танцы под акомпонемент флейты.

До середины I века до н.э. мим оставался импровизацией. Только во второй половине века, со времён Цезаря, он получил литературную обработку в творчестве поэтов Децима Лаберия и Публилия Сира.

 

2.5. Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. АРХИТЕКТУРА РИМСКОГО ТЕАТРА. АКТЁРЫ

 

Представления в Риме устраивались во время различных государственных праздников. Пьесы шли на празднике патрициев – Римских играх, проводившихся в сентябре в честь Юпитера, Юноны и Минервы; на празднике плебеев – Плебейских играх, происходивших в ноябре; на Аполлоновых играх – в июле. Спектакли также проводились во время триумфальных и погребальных игр, при выборах должностных лиц и по другим поводам. На римских праздниках сценические представления шли нередко вместе с цирковыми играми, гладиаторскими сражениями, боями кулачных борцов, причём зрители часто отдавали предпочтение всему этому перед сценическими представлениями.

Постоянного театрального здания в Риме не было вплоть до середины I века до н.э.; сооружению его противился консервативный сенат. Для представления обычно на форуме воздвигался деревянный помост высокий в половину человеческого роста. На сценическую площадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек, по которой актёры поднимались на сцену. В трагедии действие происходило перед дворцом. В комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с выходящими на неё фасадами двух-трёх домов, и действие развёртывалось перед домом. Зрители сидели на скамейках перед сценой. Но иногда сенат запрещал устраивать места и в этих временных театрах: сидеть на представлениях, по мнению сената, было признаком изнеженности. Всё построенное для театральных игр сооружение ломалось по их окончании.

В комедиях и трагедиях уже играли не любители (как в ателланах), а артисты-профессионалы. Их называли актёрами (от латинского слова actor-«действующий») или гистрионами. Римские актёры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и по сравнению с греческими актёрами занимали гораздо более низкое общественное положение.

Римский театр являлся чисто светским учреждением – он не был связан с каким-либо культом, подобным культу Диониса в Греции. Кроме того, в течение долгого времени театр рассматривался правящими сословиями Рима только как одно из развлечений, вызывавшее иногда презрительное отношение нобилей. За плохую игру актёра могли подвергнуть порке.

Актёры объединялись в труппы во главе с хозяином – антрепренёром, который по договорённости с властями организовывал театральное представление, и сам обычно играл главные роли. Женщин в труппе не было, женские роли исполнялись мужчинами

Тем не менее, в Риме были актёры, которые пользовались большим уважением народа. Это прежде всего трагический актёр Эзоп и комический актёр Росций, жившие в I веке до н.э.

Важным событием в театральной жизни Рима было появление первого постоянного театра, построенного из камня. Этот театр был сооружён в 55 году до н.э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч человек. В конце I века до н.э. в Риме было построено ещё два каменных театра: театр Бальба и театр Марцелла. От театра Марцелла до сих пор сохранились остатки наружной стены, разделённой на три этажа, что соответствует трём внутренним ярусам.

По своей архитектуре римский театр представляет дальнейшее развитие греческого, но имеет ряд особенностей. Римский театр был самостоятельным зданием городского типа. Так как в римской драме не было хора, размер орхестры уменьшился наполовину; на полукруге орхестры помещались места для сенаторов. Опорная стена, на которой возводился амфитеатр (несколько ярусов в виде полукруга), представляла собой системы сводчатых галерей, которые использовались как фойе во время антрактов, а также для перехода из одного яруса в другой. Такие галереи давали возможность быстро заполнять и освобождать театр. Сценическая площадка (просцениум) была приподнята над уровнем орхестры на 1,5 м, ширина её достигала 6 м. Фасад скены (палатки) был богато декорирован. Над просцениумом возвышалась деревянная крыша. Римский театр имел занавес; перед началом спектакля он опускался в продольную щель просцениума, открывая сценическую площадку, а в конце спектакля закрывал её, поднимаясь вверх. римские театры отличались от древнегреческих и пышностью отделки, более сложной машинерией. Архитектура греческих театральных сооружений послужила основой для создания не только театральных зданий, но и открытых амфитеатров и цирков, где места для зрителей располагались вокруг арены – посыпанной песком площадки.