Тема: РАСЦВЕТ И ПОСЛЕДУЮЩИЙ КРИЗИС АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

 

Во главе афинской демократии почти 30 лет стоял Перикл, и величайший внутренний расцвет рабовладельческого Афинского государства относился именно к этому времени (примерно 457 – 429 до н.э.).

При Перикле Афины становятся культурным центром всей Греции, поэты, художники, философы и учёные приезжают сюда со всех концом греческого мира. Перикл предпринимает, грандиозное по масштабам того времени строительство по его плану была проведена застройка Акрополя, завершённая уже после его смерти.

«Век Перикла» был ознаменован развитием естественнонаучных знаний и философских учений. В связи с потребностью, в общем, и специальном образовании в Афинах появились особые учителя, за плату обучавшие желающих разным наукам – философии, истории, литературе и т. д. одно из первых мест занимала в этом обучении риторика, овладение которой необходимо было для политической деятельности, для выступлений в народном собрании. Учителей называли софистами, т.е. мудрецами. Общим для них было одно: софисты подвергали критике все устои и все стороны жизни Афинского государства. В 431-404 году до н.э. произошла война между Афинами и Спартой, порождённая экономическим и политическим соперничеством. Обострилась борьба между демократией и аристократией. Афиняне поддерживали демократию, Спартанцы же выступали в защиту власти аристократии. Всё это свидетельствовало о наступившем кризисе античной рабовладельческой демократии. К концу войны перевес явно склонился на сторону Спарты. Противоречия этого времени по-разному отразились в творениях Софокла, Еврипида и Аристофана.

Софокл(496-406 год до н.э.) происходил из зажиточной семьи владельца оружейной мастерской и получил хорошее образование, его художественная одарённость проявилась уже раннем возрасте: шестнадцати лет он руководил хором юношей, а позже сам выступал как актёр в собственных трагедиях, пользуясь большим успехом. В 468 году Софокл одержал первую победу над Эсхилом. До нас дошло только семь трагедий Софокла, написал же он их свыше 120. Трагедии Софокла несут в себе новые черты. Если у Эсхила главными героями были боги, то у Софокла действуют люди, хотя и несколько приподнятые над действительностью. Поэтому о Софокле говорят. Что он заставил трагедию спуститься с небес на землю. Основное внимание Софокл уделяет человеку, его душевным переживаниям. Наиболее известны трагедии Софокла из фиванского цикла мифов: «Антигона» (около 442 года до н.э.), «Царь Эдип» (около 429 года до н.э.), и «Эдип и Колоне» (401 год до н.э., уже после смерти Софокла). В основе этих трагедий лежит миф о фиванском царе Эдипе и о несчастьях, обрушившихся на его род. Сам того не зная, Эдип убивает своего отца и женится на своей матери. Через много лет, узнав ужасную правду. Он выкалывает себе глаза и добровольно отправляется в изгнание. Эта часть мифа легла в основу трагедии «Царь Эдип» - одна из наиболее прославленных греческих трагедий, которую до наших дней считают воплощением самой идеи трагического жанра. Теме оправдания Эдипа богами и людьми посвящена последняя трагедия Софокла - «Эдип и Колоне».

Еврипид (около 485-406 год до н.э.). Социальный кризис афинской рабовладельческой демократии и обусловленная им ломка традиционных понятий и взглядов наиболее полно отразилась в творчестве младшего современника Софокла – Еврипида.

Еврипид получил хорошее образование. Еврипид не принимал участия в политической жизни государства, однако интересовался общественными событиями. Его трагедии полны разнообразных политических высказываний и намёков на современность. До нас дошло 18 драм (всего им было написано примерно 75-92). Большого успеха у современников не имел. Религиозное свободомыслие, постоянно встречающееся в трагедиях Еврипида, не могли найти сочувствия у рядового афинянина, и, видимо поэтому, в этом надо искать причину неуспеха его произведений.

У Еврипида особенно выразительны женские образы, и он считался тонким знатоком женской психологии.

Одна из наиболее известных трагедий Еврипида – «Медея» (431 год до н.э.). Рисуя образ Медеи дочери царя Колхиды, Еврипид сохраняет в её характере ряд черт, идущих от мифа. Она – волшебница, её искусство помогло Ясону достать золотое руно, а теперь с помощью волшебства она губит царя Коринфа и его дочь. Ревность, негодование на измену мужа, чувство оскорблённого человеческого достоинства, мысли о покинутой родине - всё перемешалось в душе Медеи. Она идёт на убийство своих детей, сознавая, что разрушает и свою собственную жизнь. Но чувство мести сильнее её и только им она руководствуется, стараясь как можно больше ранить Ясона, так как единственное, чем дорожит Ясон.

Слава К Еврипиду пришла после его смерти. Уже в VI веке до н.э. его называли величайшим трагическим поэтом, и такое суждение о нём осталось на всегда.

Еврипид завершает развитие греческой классической трагедии. В творчестве «трагичнейшего из поэтов» наметилось два пути, по которым в дальнейшем будет развиваться греческая драма: это трагедия сильных страстей и драма, приближающаяся к бытовой.

В области трагедии в Древней Греции больше не было создано сколько-нибудь значительных произведений. Трагедия постепенно становится чисто литературной, предназначенной для чтения. Зато большое будущее имела бытовая драма, которая расцвела в середине IV века до н.э. и получила название новой аттической комедии.

Единственным представителем древней комедии был Аристофан (около 446-около 380 лет до н.э.). Родители его – люди свободнорождённые, но, по-видимому, не очень состоятельные. Аристофан первую пьесу написал в 427 году до н.э. и получила вторую награду. До нас дошло 11 его комедий, написал же он их более 40. в ряде комедий он выступает против Пелопоннесской войны и призывает к заключению мира со Спартой («Ахарняне», «Мир»). Поэт с горечью говорит о человеческих страданиях, порождённых этой войной. Возможно, что постановка «Мира» оказала некоторое влияние на ход переговоров, успешно закончившихся весной 421 года до н.э. В других критикует деятельность афинских государственных учреждений и нападает на бесчестных демагогов, обманывающих народ («Осы», «Всадники»). Сатирическое изображение отрицательных сторон политической жизни находило живой отклик у афинских зрителей, и комедии Аристофана пользовались громадным успехом.

Как и трагедия, комедия начиналась с пролога, в котором давалась завязка действия. За прологом шёл парод, т.е. вступительная песня хора (хор в комедии состоял из 24 человек и делился на два равных полухория). Песни хора сопровождались буйными весёлыми танцами.

Комедии Аристофана отличаются как богатством идейного содержания, так и выразительностью театральной формы. Аристофан – это одновременно и вершина древней комедии, и её завершение. В IV веке до н.э., когда в Греции сильно изменились социально-политические условия, древняя комедия утратила питающую её почву. Потому-то В.Г. Белинский говорил, что Аристофан – «последний великий поэт Греции».