Предоставление информационных ресурсов пользователям

Поддержка в информационной системе информационных ресурсов, позволяющих моде­лировать состояние и поведение предметной области, конечно же, не яв­ляется самоцелью. Это делается для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Предоставление информационных ресурсов пользователям информа­ционной системы может осуществляться с помощью pull-технологий и/или push-технологий.

В первом случае предполагается, что инициатором предоставления информационных ресурсов является пользователь, а во втором — сама система, в соответствии с определенным регламентом и для определен­ного круга пользователей.

Для предоставления информационных ресурсов по инициативе поль­зователя в информационной системе предусматриваются пользователь­ские интерфейсы — средства взаимодействия пользователей с системой. Характер пользовательских интерфейсов и их функции зависят от категории пользователей системы.

Пользовательский интерфейс в общем случае включает интерфейс­ные технические средства, язык или языки интерфейса, программные средства, поддерживающие функционирование интерфейсного оборудо­вания и языков интерфейса.

Как уже указывалось выше, предполагается, что сущест­вует две категории пользователей информационных систем:

- конечные пользователи — специалисты в предметной области системы, обычно осуществляющие доступ к ее информационным ресур­сам в интерактивном режиме;

- прикладные программы, использующие информационные ресурсы данной системы и являющиеся компонентами какого-либо ее приложения.

Технические средства интерфейса конечного пользователя могут включать периферийное оборудование ввода-вывода компьютера (клавиатура мышь или другие манипуляторы, средства виртуальной реальности), монитор и другие средства воспроизведения информации, а также иные устройства. Программы, обеспечивающие их функционирование, входят в состав операционной системы или разрабатываются специально поставщиком соответствующего оборудования. Это могут быть, например, драйверы для устройств такого рода.

Технические средства интерфейса пользователей — компонентов при­кладного программного обеспечения — могут включать коммуникацион­ные ресурсы данной информационной системы, обеспечивающие телекоммуникационный доступ к ней.

В простейшем случае информационные потребности конечных поль­зователей регламентированы, известен их перечень. Иногда они зависят от каких-либо параметров, например даты, названия продукта, фамилии покупателя. Таких пользователей способен удовлетворить так называе­мый «кнопочный» интерфейс. Каждому виду запросов в таком интер­фейсе соответствует некоторая клавиша клавиатуры или альтернати­ва показываемого на экране меню. Нажатие соответствующей клавиши или выбор нужной альтернативы в меню приводит к выдаче пользовате­лю интересующих его информационных ресурсов.

В большинстве случаев, однако, информационные потребности конечных пользователей имеют нерегламентированный характер. По­этому интерфейс конечного пользователя в системе с такими возмож­ностями должен включать какой-либо язык запросов.

Для взаимодействия конечных пользователей с информационной системой с помощью языков запросов служат два вида пользовательских интерфейсов:

- интерфейсы командной строки;

- интерфейсы, основанные на языках четвертого поколения (4GL, 4th Generation Language).

В первом случае для ввода сообщений и команд в систему служит язык запросов, имеющий свой алфавит и синтаксические правила для конструирования из его символов правильных команд или операторов. В ка­честве языков запросов используются естественные и искусственные языки.

Естественные языки запросов обычно используются в системах текстового поиска и в поисковых машинах действующей версии Web. Некоторые такие системы имеют мультиязыковой интерфейс — за­просы могут формулироваться на одном из естественных языков из за­данного набора.

Искусственные языки запросов применяются в системах, основан­ных на технологиях баз данных, а также в Web нового поколения и его приложениях. В настоящее время, как правило, используются непроце­дурные декларативные языки запросов.

Языки четвертого поколения не являются языками в привыч­ном смысле. Это пользовательские интерфейсы, которые обеспечивают ввод в систему сообщений с помощью выбора подходящих альтернатив в меню, ввода параметров через окна экранных форм, применения раз­личных возможностей графического пользовательского интерфейса. Тер­мин «язык четвертого поколения» был предложен американским спе­циалистом по системам обработки данных Джеймсом Мартином (James Martin).

Пользователи системы — компоненты прикладного программного обеспечения — осуществляют доступ к ресурсам данной системы с помо­щью интерфейсов прикладного программирования (API, Application Programming Interface). Средства таких интерфейсов можно применять только в программах, создаваемых с помощью систем программирова­ния, на которые эти интерфейсы рассчитаны.

Доступ пользователей к ресурсам системы возможен только в преде­лах предоставленных им полномочий, которые обычно проверяются сис­темными механизмами при попытках доступа. Наделение пользователей необходимыми полномочиями — функция системного администра­тора. Некоторые системы предоставляют свободный доступ к опреде­ленным ресурсам. Так, например, обстоит дело со многими Web-сайтами.

Рассмотрим теперь случай использования push-технологии для предоставления информационных ресурсов пользователям. Такая техноло­гия широко применяется в последние годы для распространения раз­личного рода информации среди пользователей Internet. С этой целью стандартное сообщение рассылается по списку рассылки всем пользова­телям, в нем зарегистрированным. По этому принципу функционируют многочисленные телеконференции в Internet. Таким же образом органи­зовано информирование пользователей некоторых электронных библи­отек о поступлении новых документов в библиотеку. Однако, к сожале­нию, регистрация в списке рассылки осуществляется не всегда с учетом согласия пользователя. Одним из прибыльных сфер бизнеса в Internet стало коллекционирование действующих адресов пользователей сети. Базы данных, содержащие миллионы адресов, поставляются всем жела­ющим за скромную плату. Такие базы данных охотно приобретаются не­добросовестными рекламными службами коммерческих компаний, кото­рые используют их для бездумной рассылки своей рекламы. Это привело к огромному росту трафика в Internet, к резкому снижению удельного веса полезной информации в потоках передаваемых в Internet сообщений.