Ресурсы информационных систем

Информационные системы ис­пользуют ресурсы нескольких категорий — средства вычислитель­ной техники, системное и прикладное программное обеспечение, ин­формационные, лингвистические и человеческие ресурсы. Кроме того, хотя об этом не говорится в известных определениях автоматизирован­ных информационных систем, но подразумевается как само собой разу­меющееся, для функционирования системы необходимы и другие ресур­сы — помещения, их техническое оснащение, всевозможная оргтехника, электроснабжение и т.д. В этой книге они не рассматриваются, поскольку не имеют непосредственного отношения к информационным технологиям.

Информационные системы могут базироваться на различных аппа­ратных платформах — персональных компьютерах, мейнфреймах, суперкомпьютерах и других вычислительных системах. Они могут ис­пользовать отдельные компьютеры или вычислительные системы либо вычислительные сети различного масштаба — от локальной до глобаль­ной сети. В информационных системах могут использоваться наряду с универсальными также и специализированные компьютеры, например, так называемые машины баз данных, аппаратным путем реализующие некоторые функции реляционной алгебры.

Коммуникационное оборудование в информационных системах обеспечивает взаимодействие компонентов распределенных систем, на­пример, обмен данными между компьютерами сети, а также удаленный доступ пользователей к ресурсам системы. К числу коммуникационных ресурсов относятся выделенные или коммутируемые проводные и бес­проводные каналы связи, различное сетевое оборудование, а также устройства приема-передачи информации, например, телефонные или радиомодемы, антенные устройства.

Системное программное обеспечение включает операционные сис­темы для используемых аппаратных платформ, различные операцион­ные оболочки, повышающие уровень пользовательского интерфейса, системы программирования, разнообразные системные тесты, служеб­ные программы для поддержки деятельности системного администрато­ра и для других целей, сетевое программное обеспечение.

Информационные системы используют также разнообразное при­кладное программное обеспечение, типовое и специализированное.

Типовое прикладное программное обеспечение ориентировано на классы задач. Оно может настраиваться на конкретный случай использова­ния. Чаще всего в качестве таких средств используются коммерческие про­граммные продукты: СУБД общего назначения, Web-серверы, системы текс­тового поиска (их по традиции часто называют информационно-поисковыми системами), системы управления документами, текстовые процессоры, кон­верторы данных, программы распознавания текста и речи, системы элект­ронных таблиц, генераторы отчетов для систем баз данных и др.

Специализированное прикладное программное обеспечение со­здается для конкретной информационной системы или для класса сис­тем, имеющих некоторое узкое назначение. Например, в корпоративной информационной системе это могут быть программы, предназначенные для поддержки каких-либо конкретных бизнес-процессов.

Прикладное программное обеспечение информационных систем мо­жет относиться к стадии разработки или к стадии исполнения. Оно может быть общего назначения или ориентированным на конкретную предмет­ную область. Наконец, программное обеспечение может быть ориенти­рованным на конкретную аппаратную платформу или мобильным.

Лингвистические ресурсы информационных систем служат для:

- представления информационных ресурсов в системе;

- описания их свойств и свойств окружающей среды, позволяющего системе адекватно интерпретировать поддерживаемые информацион­ные ресурсы;

- обеспечения взаимодействия пользователей с системой.

В общем случае к числу лингвистических ресурсов относятся те или иные естественные или искусственные языки, а также средства их лин­гвистической поддержки — словари лексики естественных языков, те­заурусы предметной области, переводные словари и др.

Следует отметить, что тезаурусы играют в информационных систе­мах двоякую роль. С одной стороны, это средство лингвистической подде­ржки используемого в системе естественного языка. Поэтому он должен быть отнесен к категории лингвистических ресурсов. Вместе с тем теза­урус используется как контекст для интерпретации семантики поддержи­ваемых в системе документов, представленных на естественном языке. В связи с этим правомерно также считать тезаурус информационным ре­сурсом системы.

Используемый в конкретных случаях набор лингвистических ресурсов системы зависит от требований, предъявляемых к ней.

Информационные ресурсы системы составляют главный компонент модели предметной области, которую система поддерживает. Они явля­ются вместе с тем «сырьем» и «конечным продуктом» работы информа­ционной системы. Конкретный вид информационных ресурсов зависит от характера системы.

В системах, основанных на технологиях баз данных, поддержива­ются структурированные данные, организованные в виде таблиц или каких-либо иных структур данных. К информационным ресурсам систем баз данных относятся также и схемы баз данных.

В текстовых системах информационные ресурсы включают коллекции документов, представленных на естественных языках. Это информаци­онные ресурсы для конечных пользователей. Кроме того, поддерживают­ся тезаурусы, спецификации онтологий и т. п., которые являются информационными ресурсами, используе­мыми самой системой.

Пользовательские информационные ресурсы в Web — это страницы Web-сайтов, ресурсы «скрытого» Web — базы данных, а также различ­ные доступные пользователям Web-документы, представленные в форма­тах, отличных от HTML. В Web нового поколения к инфор­мационным ресурсам, кроме того, относятся не только представленные на Web-сайтах XML-документы, но и данные, описыва­ющие схемы XML-документов, их семантику, онтологии.