Расширения среды обучения ЭОС GRAD

Создание и модификация предметно-ориентированного

Лекция 11

 

Для функционирования ЭОС GRAD в среде эксперта-педагога необходимо ввести команду GRAD (запустить на выполнение файл GRAD. EXE), то есть инициировать управляющую программу GRAD (аналогичную программе MONAP), обеспечивающую возможность выбора требуемой среды обучения, а также управление созданием и обслуживанием ее предметно-ориентированного расширения. После выбора из меню, содержащего имена созданных ранее сред обучения, требуемой среды обучения, созданной для усвоения грамматики немецкого языка в части склонения имен прилагательных, эксперту-педагогу предлагается очередное меню:

 


Банк учебных задач

 
 

 

 


ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ

РАСШИРЕНИЕ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ

В ЭОС GRAD

 

 

Рис. 4.1 Подсистема формирования и обслуживания

предметно-ориентированного расширения среды

обучения в ЭОС GRAD


Если выбирается один из указанных файлов, то выдается следующее меню:

СОЗДАНИЕ

МОДИФИКАЦИЯ

ОТОБРАЖЕНИЕ НА ЭКРАН

ВЫВОД НА ПЕЧАТЬ

Выбор одного из предложенных режимов приводит к запуску соответствующей программы, обеспечивающей выполнение указанной функции для того файла, который был выбран из предыдущего меню.

Входными данными для программ создания указанных файлов расширения среды обучения являются:

§ файл параметров генерации (имена файлов в выбранной среде обучения);

§ исходные данные для каждой создаваемой записи того или иного файла расширения среды обучения.

Выходными данными для рассматриваемых программ создания являются созданные файлы указанных типов.

Как и при создании файлов среды обучения, основные различия в создании того или иного файла расширения среды обучения заключаются в структурах исходных данных, используемых для создания, и соответственно в видах шаблонов, предъявляемых эксперту-педагогу для ввода значений полей записей соответствующих файлов.

Исходными данными для создания записи файла Банк учебных задач являются:

§ идентификатор учебной задачи (пятисимвольная последовательность, в которой первые четыре символа - ключ записи файла ПРЕДМЕТ, описывающей свойства задачи, а пятый символ - номер синонимичной задачи (цифра от 0 до 9));

§ текст учебной задачи на немецком языке, содержащий подстроки, каждая из которых описывается фреймом вида (3.1), в котором значение слота <окончание прилагательного> = /значение конкретного окон­чания прилагательного.

Для ввода указанных исходных данных эксперту-педагогу представляются соответствующие окна размерами 5 и (18´78) символов соответственно.

Имя создаваемого файла Банк учебных задач формируется автоматически в виде ZADXXXX, где XXXX - имя файла ПРЕДМЕТ, указанное в файле параметров генерации той среды обучения, для которой создается ее расширение. Предложенный метод формирования имени файла Банк учебных задач обеспечивает установление связи между средой обучения, содержащей описание свойств учебных задач (файл ПРЕДМЕТ) и ее предметно-ориентированным расширением, содержащим само множество учебных задач (файл Банк учебных задач). Связь между конкретной задачей, входящей в Банк учебных задач, и описанием ее свойств (записью файла ПРЕДМЕТ) обеспечивается указанием в идентификаторе учебной задачи ключа соответствующей записи файла ПРЕДМЕТ. Номер синонимичной задачи в ее идентификаторе служит для организации выдачи на двух или более последовательных шагах обучения различных по внешней форме представления синонимичных задач, если на указанных шагах обучения параметр “запрос” содержит один и тот же ключ записи файла ПРЕДМЕТ.

Созданный файл Банк учебных задач содержит записи переменной длины, структура которых отлична от структуры исходных данных и представляет собой следующее:

§ идентификатор учебной задачи;

§ количество строк длиной 78 символов в тексте учебной задачи;

§ количество строк длиной 78 символов в тексте предыдущей учебной задачи;

§ текст учебной задачи на немецком языке, содержащий подстроки, каждая из которых описывается фреймом вида (3.1), в котором значение слота <окончание прилагательного> = / значение конкретного окончания прилагательного.

При выходе из программы создания файла Банк учебных задач осуществляется сортировка введенных записей по возрастанию значения идентификатора учебной задачи.

Сформулированный ранее принцип "открытости" проектируемых ЭОС поддерживается возможностью модификации среды обучения. Для того, чтобы не снизить достигнутый уровень "открытости" требуется обеспечить возможность модификации файлов предметно-ориенти­ро­ванного расширения среды обучения. Выполнение указанного требования приобретает особую актуальность в связи с тем, что модификация расширения среды обучения часто носит вынужденный характер и продиктована теми изменениями, которые вносятся в среду обучения.

Программы модификации файлов Банк учебных задач, СЛОВАРЬ и ГРАММАТИКА инициируются при выборе режима МОДИФИКАЦИЯ и предназначены для внесения следующих изменений в указанные файлы предметно-ориентированного расширения среды обучения:

§ удаление записей из выбранного файла (кроме файла СЛОВАРЬ);

§ изменение значений полей записей выбранного файла.

Входными данными для программ модификации файлов расширения среды обучения являются:

§ файл параметров генерации (имена файлов конкретной среды обучения);

§ модифицируемый файл;

§ исходные данные для модификации.

Выходными данными для рассматриваемых программ являются модифицированные файлы указанных типов.

Можно отметить следующие особенности модификации расширения среды обучения.

Внесение изменений в файл Банк учебных задач является обязательным, если изменениям подвергался соответствующий файл ПРЕДМЕТ. Между записями файла ПРЕДМЕТ и соответствующими им записями файла Банк учебных задач должно соблюдаться установленное соответствие.

В целом, технология создания и модификации файлов предметно-ориентированного расширения среды обучения близка технологии создания и модификации файлов среды обучения, то есть диалог, осуществляемый экспертом-педагогом с рассматриваемыми программными средствами, аналогичен приведенному ранее при описании создания и модификации файлов среды обучения.

В результате проведенных исследований осуществлена декомпозиция диалога обучаемого с ЭОС на следующие основные компоненты:

§ предметно-ориентированный;

§ предметно-независимый.

 


 

 


 

 

 
 

 


ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ЭОС GRAD

 

Рис. 4.2 Функциональная структура ЭОС GRAD

Таким образом, ЭОС GRAD, спроектированная на основе изложенной выше модели грамматики немецкого языка, представляет собой гибкую систему открытого типа способную расширяться и изменяться по требованиям эксперта-педагога. Используя предоставляемые ему программные средства эксперт-педагог может:

§ изменить существующую (поставляемую) ЭОС;

§ построить набор независимых и существенно отличных друг от друга ЭОС в рассматриваемой ПО обучения для различных категорий обучаемых;

§ построить семейство ЭОС в рассматриваемой ПО обучения, имеющих сетевую архитектуру, то есть использующих общие компоненты информационных баз.

В заключение требуется отметить, что ЭОС GRAD может выступать в качестве прототипа (образца) для разработки аналогичных ЭОС для различных естественных языков и различных компонентов грамматик.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Приведите пример подсистемы формирования и обслуживания пред метно – ориентированного расширения среды обучения в ЭОС GRAD

2. Что является входными данными для программ создания указанных файлов расширения среды обучения?

3. Что является исходными данными для создания записи файла Банк учебных задач?

4. каким образом организуется связь между конкретной задачей, входящей в Банк учебных задач, и описанием ее свойств?

5. Что представляет собой структура созданного файла Банк учебных задач, содержащего записи переменной длины?

6. Для чего предназначены программы модификации файлов Банк учебных задач?

7. В каком случае внесение изменений в файл Банк учебных задач является обязательным?

8. На какие основные компоненты осуществлена декомпозиция диалога обучаемого с ЭОС?

9. Приведите пример функциональной структуры ЭОС GRAD.