Организация баз данных

Достоинства иерархической модели

Сравнение моделей баз данных

Рассматривая преимущества и недостатки известных моделей данных, следует отметить ряд несомненных достоинств реляционного подхода:

§ Простота. В реляционной модели всего одна информационная конструкция, которая формализует табличное представление данных, привычное для пользователей-экономистов.

§ Теоретическое обоснование. Наличие теоретически обоснованных методов нормализации отношений и проверки ацикличности структуры позволяет получать базы данных с заданными характеристиками.

§ Независимость данных. Когда необходимо изменить структуру реляционной БД, это, как правило, приводит к минимальным изменениям в прикладных программах.

Недостатки реляционной модели данных:

§ Низкая скорость при выполнении операции соединения.

§ Большой расход памяти для представления реляционной БД.

§ Простота. Хотя модель использует три информационные конструкции, иерархический принцип соподчиненности понятий является естественным для многих экономических задач (например, организация статистической отчетности).

§ Минимальный расход памяти. Для задач, допускающих реализацию с помощью любой из трех моделей данных, иерархическая модель позволяет получить представление с минимально требуемой памятью.

Недостатки иерархической модели:

§ Неуниверсальность. Многие важные варианты взаимосвязи данных невозможно реализовать средствами иерархической модели, или реализация связана с повышением избыточности в базе данных.

§ Допустимость только навигационного принципа доступа к данным.

§ Доступ к данным производится только через корневое отношение.

Преимущества сетевой модели данных:

§ Универсальность. Выразительные возможности сетевой модели данных являются наиболее обширными в сравнении с остальными моделями.

§ Возможность доступа к данным через значения нескольких отношений (например, через любые основные отношения).

Недостатков сетевой модели данных:

§ Сложность, т.е. обилие понятий, вариантов их взаимосвязей и особенностей реализации.

§ Допустимость только навигационного принципа доступа к данным.

 

По технологии обработки данных базы данных подразделяются на централизованные и распределенные. Централизованная база данных хранится в памяти одной вычислительной системы. Если эта вычислительная система является компонентом сети ЭВМ, возможен распределенный доступ к такой базе. Такой способ использования баз данных часто применяют в локальных сетях ПК. Распределенная база данных состоит из нескольких, возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга частей, хранимых в различных ЭВМ вычислительной сети. Работа с такой базой осуществляется с помощью системы управления распределенной базой данных.

Централизованные БД наиболее распространены в настоящее время. Как правило, централизованные БД реализованы в виде одной из следующих архитектур ИС: файл-сервер и клиент-сервер.

Архитектура "файл-сервер"

Такая архитектура предполагает выделение одного из компьютеров сети в качестве главного (рис. 4.22), который называется файловым сервером (файл-сервер). На сервере хранятся совместно используемые файлы и централизованная БД. Емкость дисковой памяти такого сервера боль­ше, чем на обычном компьютере. Файловый сервер используется при этом только как хранилище, а собственно обработка осуществляется на компьютере пользователя. Все другие компьютеры сети выполняют функции рабочих станций, с помощью которых поддерживается доступ пользовательской системы к централизованной базе данных. Файлы базы данных в соответствии с пользовательскими запросами передаются на рабочие станции, где в основном и производится обработка. При большой интенсивности доступа к одним и тем же данным производительность информационной системы падает. В сети может быть несколько файло­вых серверов в зависимости от объема решаемых задач.

Архитектура "клиент-сервер"

В концепции клиент-сервер подразумевается, что, помимо хранения централизованной базы данных, главный компьютер (сервер базы данных) должен обеспечивать выполнение основного объема обработки данных.

Программные системы архитектуры "клиент-сервер" состоят из двух частей: ПО сервера и ПО пользователя-клиента. Рабо­та этих систем организуется следующим образом. Программы-клиен­ты выполняются на компьютере пользователя и формируют запрос, посылаемый к программе-серверу, которая работает на компьютере общего доступа. Запрос на данные, выдаваемый клиентом (рабочей станцией), порождает поиск и извлечение данных на сервере. Основная обработка данных производится мощным сервером, а на компьютер пользователя посылаются только результа­ты выполнения запроса. Извлеченные данные (но не файлы) транспортируются по сети от сервера к клиенту. Спецификой архитектуры клиент-сервер является использование языка запросов SQL. Сервер баз данных используется в мощных СУБД, таких как Microsoft SQL Server, Oracle и др., работа­ющих с распределенными БД.

В настоящее время архитектура клиент-сервер получила признание и широкое распространение как способ организации приложений для рабочих групп и информационных систем корпоративного уровня. Подобная организация работы повышает эффективность выполнения приложений за счет использования воз­можностей сервера БД, разгрузки сети и обеспечения контроля целостности дан­ных.