Творчество Ореста Кипренского.
Первый художник романтического живописного живописного стиля, вместе с тем создатель принципиально новой портретной концепции, уже целиком принадлежащей 19му веку. Стилистика его ранних портретов не вытекает из непосредственно предшествующей традиции русского портретизма 18го века. Не подражатель, а обновитель портретной традиции. Приемы контрастной светописи на глубоких темных фонах, напоминающие о караваджизме, образуют существенный компонент живописной стилистики Кипренского, особенно в ранний период.
Ростопчина (1809), Хвостова (1814), мальчик Челищев (1809) – сложные, задумчивые, изменчивые в настроении. В своем творчестве Кипренский довольно рано отказывается от устойчивых норм репрезентативного портрета, освобождая портретный образ из под власти сословной престижности. Утверждает внесословную ценность личности.
Полковник лейб-гусаров Е.В. Давыдов (1809). Свободная поза, взгляд в сторону задумчивый. Романтическое настроение усилено изображением грозового пейзажа, на фоне которого представлена фигура. Колорит построен на звучных, взятых в полную силу цветах – красном с золотом и белом с серебром – и на контрасте этих цветов с темными тонами пейзажа. В искусстве предшествующего столетия композиционные приемы камерного портрета заимствовались из парадного. У Кипренского – обратная ситуация: даже парадные по типу изображения овеваются духом интимности. Кипренский испльзует разные возможности живописи. Живопись свободная, построенная как в портрете Хвостовой на тончайших переходах одного тона в другой, на разной светосиле цвета, то на гармонии контрастных чистых крупных световых пятен, как в изображении мальчика Челищева. Художник использует смелые цветовые эффекты, влияющие на моделировку формы.
В романтизме Кипренского еще много от гармонии классицизма, от тонкого анализа «извивов» человеческой души, столь свойственного сентиментализму.
Поздний, итальянский, период – портрет Пушкина (1827) или образчик позднеромантической живописи портрет Авдулиной (1822).
Портрет Пушкина – совмещены разгные стилистические пласты, которые образуют новое единство. Реалистически, без тени идеализации, выявлена характерность уникального типа лица, романтическая атмосфера, классицистическая схема скульптурного бюста.
Бесценная часть творчества Кипренского – графические портреты. Генерал Чаплин, Томилов, Оленин. Появление быстрых карандашных зарисовок само по себе знаменательно, характерно для нового времени. В графике Кипренского также происходит определенная эволюция: в поздних работах нет непосредственности и теплоты, но они виртуознее и изысканнее по исполнению (портрет Щербатовой)