Справочные правовые системы

 

Быстрое распространение справочных правовых компьютерных информационных систем (СПС) в стране началось на рубеже 80-90 годов. Именно тогда появились первые СПС: в 1989 г. – “ЮСИС”, в 1991 г. – “Гарант”, в 1992 г. – “КонсультантПлюс”. Только за 1992-2000 годы федеральными и региональными органами власти и управления было принято около 2 млн. актов (при этом число актов, принимаемых ежегодно, не имеет тенденции к уменьшению). Широкое распространение компьютерных правовых систем явилось настоящим прорывом в области информатизации этой сферы и сделало возможным получение быстрого доступа к правовым документам сотням тысяч предприятий и граждан нашей страны. Российские разработки в области правовой информатики не уступают лучшим мировым образцам и обеспечивают пользователям самые широкие возможности оперативного получения правовой информации, поиска и анализа нормативных актов, работы с их текстами. Среди активных пользователей СПС юристы, аудиторы, бухгалтеры, банковские работники, экономисты, предприниматели, сотрудники органов законодательной, исполнительной и судебной власти, ученые, преподаватели, студенты и др.

К основным причинам бурного развития в стране компьютерных технологий, направленных на правовую информатизацию относят: удешевление персональных компьютеров в последнее десятилетие; огромное количество нормативных и иных правовых документов, рождение которых обусловлено реформами политической и экономической жизни в стране; множество практических задач и направлений, связанных с обращением к правовой информации, эффективно решить которые можно лишь при использовании компьютерных СПС.

Особенностями компьютерных технологий, обеспечивающими их широкое применение при организации СПС, являются:

· компактное хранение больших объемов информации;

· быстрый поиск нужных документов (их фрагментов);

· высокоскоростная передача данных на большое расстояние и др.

В последние годы основными конкурентами в области разработки и распространения СПС в стране являются: компания “Консультант Плюс” с базовым программным продуктом “Консультант Плюс” и НПП “Гарант-Сервис” - с продуктом “Гарант”. Среди известных разработчиков СПС также “Центр компьютерных разработок” с системой “Кодекс”, НЦПИ при Министерстве юстиции РФ с СПС “Эталон”, НТЦ “Система” (при ФАПСИ) с СПС “Система”, фирма “Интралекс” с СПС “ЮСИС” и др. По соглашению с разработчиками в семействе продуктов фирмы “1С” поддерживаются СПС “1С:Кодекс”, “1С:Гарант”, “1С:Эталон”.

При покупке конкретной СПС важное значение имеет возможность получения полноценного сервисного обслуживания со стороны продавца. Общепринятыми стандартами нормального сервиса по обслуживанию СПС являются:

· бесплатная демонстрация системы в офисе заказчика;

· гарантии стабильного информационного сопровождения системы (вплоть до возможности ежедневного обновления информации) на компьютере пользователя;

· обучение сотрудников и их консультирование в сложных ситуациях;

· техническая поддержка системы на компьютере покупателя, восстановление ее после аппаратных сбоев;

· возможность заказа отдельных документов, не входящих в комплект типовой поставки для пользователя.

Сеть компании “Консультант Плюс” объединяет более 300 региональных информационных центров, производящих поставку СПС, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям. Нормативные акты поступают в “Консультант Плюс” на бумажных носителях непосредственно из Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Минфина России и других официальных органов власти.

Все продукты семейства “КонсультантПлюс” можно разделить на четыре группы:

· справочные правовые системы по федеральному законодательству: “КонсультантПлюс:Эксперт”, “КонсультантПлюс:ВерсияПроф”, “РоссийскоеЗаконодательство”, “Нормативные документы”, “НалогиБухучет”, “КонсультантПлюс:Документы СССР”;

· справочные правовые системы по региональному законодательству: “Региональный выпуск”, “КонсультантПлюс:МоскваПроф”, Московский выпуск, Московская область, Санкт-Петербургский выпуск;

· справочная правовая система по международному праву;

· справочные системы поддержки принятия решений: “КонсультантФинансист”, “ВопросыОтветы”, “КорреспонденцияСчетов”, “Судебная практика”, “КонсультантАрбитраж:ОкружнойВыпуск”, “Комментарии законодательства”, “ДеловыеБумаги”, “ЦенныеБумаги”, “МедицинаФармацевтика”.

Наиболее обширной является универсальная справочная правовая система, содержащая все нормативные акты РФ, — система “Консультант Плюс:ВерсияПроф”. С учетом пожеланий покупателя ему могут быть поставлены любые наборы баз (в том числе, как для локального, так и сетевого применения) с сохранением одновременного поиска по нескольким базам и использования межбазовых гипертекстовых ссылок. Одной из наиболее популярных систем семейства стала система “КонсультантБухгалтер:ВерсияПроф”, предназначенная для предприятий, использующих при ведении бухгалтерского учёта общий план счетов. В “КонсультантБухгалтер:ВерсияПроф” впервые были представлены нормативные документы, консультации сотрудников государственных и аудиторских фирм по вопросам бухучёта и налогообложения, а также схемы учёта хозяйственных операций. Процесс непрерывного реформирования экономики с постоянным столкновением различных политических, межведомственных, территориальных интересов привел к созданию во многом противоречивой нормативной базы. В наибольшей степени это коснулось законодательства в области финансов.

Система “КонсультантБухгалтер:ВерсияПроф” состоит из блоков: “НормативныеДокументы”, “ВопросыОтветы” (приведены тысячи консультаций, описывающих большинство типичных ситуаций, возникающих в хозяйственной деятельности предприятия или организации, обобщающие практику применения законодательства), “КорреспонденцияСчетов” (отражены основные схемы учёта, определяющие последовательности проводок финансово-хозяйственных операций, и примеры со ссылками на нормативные документы). Во все системы “КонсультантПлюс” по федеральному законодательству включён “КалендарьБухгалтера”, в котором отражена информация о сроках уплаты и представлении расчётов по налогам, сборам и платежам, а также о сроках подачи форм федеральной статистической отчётности.

Все базы “КонсультантПлюс” связаны между собой через гипертекстовые ссылки, позволяющие нажатием клавиши моментально перейти, например, из текста консультации в текст нормативного документа, на который ссылается автор ответа. Гипертекстовые ссылки позволяют проследить логику рассуждений автора, просматривая параллельно нормативные акты, используемые им для аргументации своей позиции по тому или иному вопросу.

Региональные информационные центры ежедневно получают текущие дополнения и изменения эталонного банка “Координационного центра сети” по системе электронных телекоммуникаций. Покупателю пополнения доставляются либо сотрудником центра, либо осуществляются по каналу связи через модем. В результате процедуры обновления, занимающей несколько минут, информационный банк пользователя становится идентичным эталонному информационному банку.

В настоящее время широко распространяется версия “КонсультантПлюс” Технология 3000, имеющая ряд существенных изменений.