Особенности учета выполненных этапов по незавершенным

работам (счет 46).

 

Строительство и смежные с ним области с длительными сроками выполнения работ имеют специфику в ведении бухгалтерского учета, в признании доходов и расходов и в определении финансового результата организации.

К таким отраслям относятся:

- строительство;

- оказание услуг в области архитектуры;

- инженерно-техническое проектирование в строительстве;

- оказания иных услуг, непосредственно связанных со строительством объекта;

- выполнение работ по ремонту (реконструкции, модернизации) объектов основных средств;

- по ликвидации (разборке) объектов основных средств, включая связанное с ней восстановление окружающей среды.

Особые правила учета доходов и расходов и определения финансового результата применяются если:

- договоры носят долгосрочный характер (то есть их длительность превышает один отчетный год);

- сроки окончания и начала действия договора приходятся на разные отчетные года.

 

Подрядные организации обязаны признавать выручку и расходы и определять финансовый результат в конце каждого отчетного периода независимо от того, предъявляются ли выполненные работы к оплате заказчику

 

Для применения правил ПБУ 2/2008 не имеет значения, предусмотрена или нет в договоре поэтапная сдача работ. Даже если по условиям сделки заказчик принимает работы по мере завершения отдельных этапов работ, это не является определяющим моментом для признания выручки и расходов. Более того, не важен и порядок расчетов подрядчика с заказчиком.

Особенности признания, классификация и учет расходов по договорам строительного подряда..

У организации-подрядчика расходы, понесенные за период с начала исполнения договора до его завершения, относятся к расходам по обычным видам деятельности.

 

Все затраты подрядчика делятся на две группы:

- расходы, связанные с подготовкой и подписанием договора (п. 15)-предварительные;

- расходы по договору (п. 11).

 

Предварительныеэто расходы связанные с предстоящими работами и произведенные до момента подписания договора подряда,

- они учитываются как расходы будущих периодов (по дебету счета 97), и списываются по мере признания выручки.

 

Расходы по договору подразделяются на прямые, косвенные и прочие.

К прямым расходам относятся расходы, непосредственно связанные с исполнением договора подряда.

В состав прямых расходов по договору включаются:

- фактически понесенные расходы по выполнению договора;

- предвиденные расходы.

 

К предвиденным расходам относятся ожидаемые неизбежные расходы, возмещаемые заказчиком по условиям договора.

Это расходы по устранению недоделок в проектах и строительно-монтажных работах, разборке оборудования из-за дефектов антикоррозийной защиты и т.п.

 

 

В учете может быть два способа отражения предвиденных расходов

Они принимаются к учету :

-либо по мере их возникновения в процессе выполнения работ,

-либо путем образования резерва на покрытие предвиденных расходов.

 

Выбранный способ учета отражается в учетной политике.

К прочим расходам относятся те затраты, которые не относятся к строительной деятельности подрядчика, но возмещаются заказчиком по условиям договора.

-Это могут быть отдельные виды расходов на общее управление организацией, осуществление НИОКР и другие расходы, возмещение которых специально оговорено в договоре.

 

Особенности признания и учет доходов

 

Выручка и расходы по договору подряда признаются на отчетную дату независимо от даты выставления заказчику счетов на оплату и от того, предусмотрена ли в договоре приемка отдельных этапов выполненных работ.

 

Поэтому финансовый результат по договору подряда так же определяется по итогам каждого месяца.

 

Выручка и расходы по договору строительного подряда признается "по мере готовности".

 

Подрядчик определяет выручку и расходы исходя из степени завершенности работ по договору на отчетную дату.

Степень завершенности работ определяется двумя способами:

1) по доле выполненного на отчетную дату объемаработ в общем объеме работ по договору;-

который определяется на основании заключения производственно-технического отдела или с помощью экспертной оценкой

2) по доле понесенных на отчетную дату расходовв расчетной величине общих расходов по договору.

которая определяется в натуральном и стоимостном выражении как доля в расчетной величине общих расходов по договору в том же выражении.