Нарушение правил вождения автомобиля
Весовая перегрузка шин
К перегрузкам шин приводит загрузка автомобиля массой, превышающей его грузоподъемность, неравномерное распределение груза в кузове автомобиля и прицепа, а также снижение внутреннего давления воздуха в одной из шин сдвоенного колеса.
Увеличенный прогиб рессор при перегрузках приводит к износу или повреждению шин касанием кузова, особенно при движении по разбитым дорогам. Перегрузка шин вызывает также дополнительный расход топлива, потери мощности двигателя автомобиля на преодоление сопротивления качению колес.
Ввиду перегрузки каркаса разрушаются боковые стенки шины, появляются разрывы, имеющие форму прямой линии.
Неравномерное распределение груза вызывает перегрузку шин и ободьев с одной стороны автомобиля, что на высоких скоростях движения при разрушении шин может привести к аварии.
У перегруженных сдвоенных шин боковые стенки в рабочей части соприкасаются, из-за чего возникает дополнительное трение и повышенное теплообразование. Это также способствует преждевременному износу и выходу шин из строя.
Неумелое или небрежное вождение автомобиля часто является причиной преждевременного износа шин и проявляется главным образом в резком торможении вплоть до юза и трогании с места с пробуксовкой, в наезде на встречающиеся на дорогах препятствия, в прижатии к бордюрному камню при подъезде к тротуарам и т. п
При резком торможении выступы рисунка протектора шины проскальзывают на дороге, что является причиной повышенного износа протектора. Трение проскальзывания элементов протектора шины по дороге при торможении вызывается действием противоположно направленных сил сцепления шины с дорогой и силы инерции автомобиля, проложенных к колесам. Под действием этих сил, возникающих на небольшой площади контакта шины с дорогой, происходит более быстрый износ протектора, чем при трении, возникающем при свободном качении шины
Трение протектора покрышки о дорогу при движении полностью заторможенных колес автомобиля, т. е юзом, резко повышается, что увеличивает нагрев протектора и быстрее разрушает его. Чем больше скорость движения, при которой начинается торможение, и чем резче оно производится, тем сильнее изнашиваются шины. Надороге с асфальтобетонным покрытием при этом остается отчетливо видимый след, состоящий из мелких частиц резины протектора.
При длительном торможении юзом происходит сначала повышенный местный износ протектора шины «пятнами», а затем начинают разрушаться брекер и каркас. Частое и резкое торможение приводит к повышенному износу протектора по окружности колеса и быстрому разрушению каркаса.
Кроме сильного износа протектора, резкое торможение создает повышенное напряжение в нитях каркаса и бортовой части покрышки. При резком торможении возникают большие силы, которые приводят иногда к отрыву протектора от каркаса.
При резком трогании с места и буксовании колес протектор изнашивается так же, как при резком торможении.
При невнимательной езде шины часто повреждаются различными металлическими предметами, встречающимися на дорогах. Неаккуратный подъезд к тротуару, переезд через выступающие железнодорожные или трамвайные пути могут вызвать защемление шины между ободом и препятствием, в результате чего возможны разрывы боковых стенок каркаса покрышки, резкое истирание боковин и другие повреждения.
В результате неосторожной езды между сдвоенными шинами могут застревать камни и другие предметы, которые врезаются в боковые стенки покрышек и разрушают резину, а затем и каркас покрышек.
При движении автомобиля на повороте возникает центробежная реакция дороги, приложенная перпендикулярно плоскости вращения колес. Боковые стенки, бортовая часть и протектор покрышки в этом случае испытывают большие дополнительные напряжения. На крутых поворотах и при повышенной скорости движения реакция дороги, противодействующая центробежной силе, особенно велика и стремится сорвать шину с обода колеса, оторвать протектор от каркаса. Эта реакция увеличивает истирание протектора.