Несоблюдение норм внутреннего давления воздуха в шинах
ФАКТОРЫ, СНИЖАЮЩИЕ СРОК СЛУЖБЫ ШИН
Правильная эксплуатация шин и систематический уход за ними являются основными условиями увеличения их срока службы. По данным НИИШПа и НИИАТа, около половины покрышек выходит из строя преждевременно из-за нарушения правил эксплуатации. Основной причиной снятия шин легковых автомобилей является износ протектора до предельной величины. У грузовых автомобилей часты случаи повреждения шин. Распределение причин снятия с эксплуатации шин выглядит следующим образом:
26% - сквозные повреждения протектора;
23% - повреждение боковин;
14% - отрыв бортов;
12% - расслоение каркаса, брекера;
9% - износ протектора;
7% - заводской брак;
9% - прочие причины.
Факторы, определяющие преждевременный износ протектора можно подразделить на:
- неуправляемые (окружающая среда), состояние дороги, природно-климатические условия;
- частично управляемые (условия движения), скорость движения, мастерство вождения, нагрузка на автомобиль;
- полностью управляемые (техническое состояние автомобиля), давление в шине, дисбаланс, углы установки колес, перекос мостов.
Рассмотрим основные причины, влияющие на уменьшение срока службы шин.
Пневматические шины сконструированы для работы при определенном давлении воздуха. Следует учитывать, что материалы, из которых изготовлена шина, не являются абсолютно герметичными, поэтому воздух постепенно просачивается через стенки камер, особенно в летнее время, и давление воздуха снижается. Кроме того, причиной недостаточного давления воздуха может быть повреждение камеры или шины (бескамерной), неплотности золотника вентиля и деталей крепления его к ободу (для бескамерных шин), несвоевременная проверка давления воздуха.
Шина с пониженным внутренним давлением имеет повышенные деформации во всех направлениях и, следовательно, при качении ее протектор более склонен к проскальзыванию относительно дорожной поверхности, в результате чего шина сильно нагревается. У сдвоенных задних колес при движении с низким давлением воздуха зачастую происходит соприкосновение боковин покрышек, что влечет за собой износ боковин и каркаса по всей окружности.
Результатом работы с пониженным давлением воздуха может явиться проворачивание покрышки на ободе, вызывающее отрыв вентиля камеры или разрушение ее в зоне крепления вентиля. Если в одной из шин сдвоенных колес давление воздуха снизится, то вся нагрузка автомобиля будет восприниматься только второй шиной.
При пониженном давлении увеличивается сопротивление качению колес, и вследствие этого значительно растет расход топлива.
Категорически запрещается движение автомобиля на полностью спущенных шинах даже на расстоянии нескольких десятков метров, так как это вызывает тяжелые повреждения покрышек и камер, которые не поддаются ремонту.
Увеличенное давление воздуха также приводит к снижению срока службы шин, но не так резко, как при пониженном давлении. При повышенных давлениях воздуха возрастают напряжения в нитях корда каркаса. При этом ускоряется разрушение корда, увеличиваются удельные давления при взаимодействии шины с дорогой, ведущие к интенсивному износу средней части протектора. Амортизирующие свойства шины уменьшаются, и она подвергается большим ударным нагрузкам.
С повышением внутреннего давления воздуха наблюдается увеличение износа середины беговой дорожки шины по отношению к ее краям. Уменьшение давления вызывает повышенный износ протектора по краям беговой дорожки.