Анализ коммутации информационных потоков в интегральной сети

Информационная система на транспорте организует материальный поток данных и связывает снабжение, производство и сбыт. Она охватывает управление всеми процессами перемещения и складирования реальных товаров на предприятии и позволяет обеспечивать своевременную доставку этих товаров в необходимых количествах, комплектации, качестве от точки их возникновения в точку потребления с минимальными расходами и оптимальным сервисом.

На транспорте потоки информации являются совокупностью циркулирующих на АТП и между ним и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля за транспортными операциями. Рост роли информационных потоков в АТП обусловлен такими основными причинами:

1) для потребителя информация о статусе заказа, возможностях АТП, наличии транспорта, сроках выполнения, отгрузочных документах является необходимым элементом потребительского сервиса;

2) для управления АТП наличие полной и достоверной информации позволяет оптимизировать материальные и трудовые ресурсы за счет уменьшения неопределенности уровня спроса;

3) информация увеличивает гибкость АТП относительно использования ресурсов для достижения конкурентных преимуществ.

На АТП различают следующие информационные потоки.

1) В зависимости от вида составляющих АТП, связанных потоком: горизонтальный - принадлежащих одному уровню иерархии АТП; вертикальный - от верхнего уровня АТП до нижнего.

2) В зависимости от места прохождения: внешний - циркулирует между информационной системой АТП и внешней средой; внутренний - циркулирует на АТП или среди отдельных его составляющих.

3) В зависимости от направления по отношению к информационной системе АТП: входной и выходной.

4) По виду носителей информации: бумажные, магнитные, электронные.

5) В зависимости от назначения: директивные, нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные.

На практике в информационной системе АТП материальные и информационные потоки могут опережать или опаздывать друг относительно друга. Векторная направленность материальных и информационных потоков также может отличаться:

1) опережающий потоки информации во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

2) опережающий поток информации в прямом направлении является предшествующими сообщениями о прибытии груза;

3) вместе с материальным потоком передается информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока; вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах принятия груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Измеряется информационный поток количеством обработанной или переданной информации за единицу времени. Информационный поток базируется на перемещении бумажных или электронных документов. В зависимости от этого он может измеряться либо количеством единиц бумажных документов, либо суммарным количеством строк в этих документах, либо количеством информации (бит), которая содержится в том или ином сообщении.

Информационный поток характеризуется такими параметрами: источником возникновения; направлением движения потока; периодичностью; видом существования; скоростью передачи и приема; интенсивностью потока, и тому подобное.

Цель информационного обеспечения АТП заключается в получении возможности управления, контроля и комплексного планирования перемещения материального потока. Для того чтобы информация эффективно поддерживала эти процессы, построение информационной системы АТП должно основываться на шести основных следующих принципах.

1) Полнота и пригодность информации для пользователя. Сотрудник, принимающий решение, должно владеть необходимой и достаточной информацией для принятия решений в центре своей ответственности в необходимом виде.

2) Точность исходной информации имеет принципиальное значение для принятия правильных решений.

3) Своевременность - информация должна поступать в информационную систему АТП в сроки, определенные технологией производственных операций.

4) Ориентированность - информация для АТПдолжна быть ориентирована на выявление дополнительных возможностей улучшения качества рабочих процессов, сервиса, снижения расходов. Способы получения, передачи, отображения и обработки информации должны способствовать выявлению возможных резервов экономии ресурсов.

5) Гибкость - информация, циркулирующая в информационной системе, должна быть приспособленной к конкретным пользователям и иметь наиболее удобный для них вид. Это касается как персонала АТП, так и посредников, и потребителей.

6) Формат данных должен соответствовать форматам данных и сообщений, применяемых в компьютерных и коммуникационных сетях АТП, и должен максимально эффективно использовать производительность технических средств (объем памяти, быстродействие, пропускную способность и т.д.). Кроме того, необходима информационная совместимость форматов данных компьютерных и телекоммуникационных систем посредников и других пользователей информационной системы.