Информационные системы в фирме

В любой фирме желательно иметь несколько локальных ИС разного назначения, которые взаимодействуют между собой и поддерживают управленческие решения на всех уровнях. Между локальными ИС организуются связи различного характера и назначения. Одни локальные ИС могут быть связаны с большим ко­личеством работающих в фирме систем и иметь выход во внешнюю среду, другие связаны только с одной или несколькими родственными. Современный подход к организации связи основан на применении локальных внутрифирменных компьютерных сетей с выходом на аналогичную ИС другой фирмы или подразделение корпорации. При этом пользуются ресурсами региональных и глобальных сетей.

На основе интеграции ИС разного назначения с помощью компьютерных сетей в фирме создаются корпоративные ИС. Подобные ИС предоставляют пользователю возмож­ность работать как с общефирменной базой данных, так и с локальными базами данных.

Рассмотрим роль корпоративной ИС в фирме относительно формирования стоимости выпускаемой продукции.

Информационные системы в фирме, поддерживая все стадии выпуска продукции, могут предоставлять информацию разной степени подробности для анализа, в результате которого выявляются этапы, где происходит сверхнормативное увеличение стоимости про­дукции. В этом случае может быть выбрана стратегия по уменьшению стоимости продук­ции. Результаты принимаемых мер, в свою очередь, отразятся в информационной системе. Снова можно будет использовать полученную информацию для анализа. И так до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель.

Пример Фирма может резко сократить издержки, связанные с хранением сырья и полуфабрикатов, договорившись с поставщиками о ежедневных поставках. Сведе­ния о произведенных поставках будут учтены информационной системой, из которой будет получена информация для принятия решений на соответствующем уровне уп­равления.

Информационная система может иметь наибольший эффект, если фирму рассматри­вать как цепь действий, в результате которых происходит постепенное формирование стои­мости производимых продуктов или услуг. Тогда с помощью информационных систем различного функционального назначения, включенных в эту цепь, можно оказывать влия­ние на стратегию принятия управленческих решений, направленных на увеличение доходов фирмы.

 

 

ПРОЧИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Классификация по степени автоматизации

В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управле­ния фирмой информационные системы определяются как ручные, автоматические, автома­тизированные.

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятель­ности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС.

Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки ин­формации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин "информационная система" вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.

Автоматизированные ИС, учитывая их широкое использование в организации процес­сов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, напри­мер, по характеру использования информации и по сфере применения.

Пример Роль бухгалтера в информационной системе по расчету заработной платы заключается в задании исходных данных. Информационная система обрабаты­вает их по заранее известному алгоритму с выдачей результатной информации в виде ведомости, напечатанной на принтере.

Классификация по характеру использования информации

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематиза­цию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиакассах продажи билетов.

Информационно-решающие системы осуществляют все операции перера­ботки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классифика­цию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие.

Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек прини­мает решение. Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.

Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к све­дению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы облада­ют более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

Пример Существуют медицинские информационные системы для постановки диагноза больного и определения предполагаемой процедуры лечения. Врач при ра­боте с подобной системой может принять к сведению полученную информацию, но предложить иное по сравнению с рекомендуемым решение.

Все рассмотренные классификация автоматизированных информационных систем, как и всякая классификация, условна и на практике конкретная АИС может характеризоваться комплекс­ным характером представления информации (например, являть­ся фактографически-документальной системой) и решать ком­плекс справочных, поисковых, расчетных и технологических задач.


Контрольные вопросы по теме

«Классификация АИС»

1. Как классифицируются АИС по характеру представления и логической организации хранимой информации?

2. Что такое фактографическая АИС?

3. Чем характеризуются документальные АИС?

4. Какими документами манипулирует геоинформационная АИС?

5. Как классифицируются АИС по функциям и решаемым задачам?

6. Функции и задачи справочных ИС.

7. Поисковые системы (ИПС)?

8. Расчетные АИС? Что такое САПР?

9. Технологические АИС?

10. Типы задач, для которых создаются ИС?

11. Что такое структурированная задача?

12. Неструктурированная задача?

13. Частично-структурированная задача?

14. Типы ИС, используемые для частично-структурированных задач?

15. Что представляют пользователю модельные ИС?

16. Что обеспечивают экспертные ИС? Работа первого уровня ЭС? Что генерирует второй уровень ЭС?

17. Классификация ИС по функциональному признаку. Что определяет функциональный признак?

  1. Назвать типовые виды деятельности, определяющие функциональный признак классификации ИС
  2. С чем связана производственная деятельность?
  3. Маркетинговая?
  4. Финансовая?
  5. Кадровая?
  6. Назвать типовой набор ИС
  7. Основные функции ИС организационного управления
  8. Типы ИС по уровням управления
  9. Задачи ИС оперативного уровня
  10. Группы ИС уровня специалистов
  11. ИС для менеджеров среднего звена
  12. Стратегические ИС. Основные факторы, влияющие на стратегию фирмы
  13. Примеры ИС, поддерживающих деятельность фирмы
  14. Назовите классы ИС по степени автоматизации
  15. В чем отличие автоматических АИС от автоматизированных?
  16. Классификация автоматизированных АИС по сфере применения
  17. Классификация автоматизированных АИС по характеру использования информации
  18. Для чего используются интегрированные ИС?
  19. Как классифицируются АИС?