Понятие структурированности задач

Контрольні запитання

1. Що називається циліндричною поверхнею, її твірною, напрямною лінією?

2. Що називається поверхнею обертання?

3. Що таке еліпсоїд, проведіть дослідження його форми.

4. Які види гіперболоїдів ви знаєте, проведіть дослідження їх форми.

5. Які види параболоїдів ви знаєте, проведіть дослідження їх форми.

6. Що таке конус другого порядку, проведіть дослідження його форми.

При создании или при классификации информационных систем неизбежно возникают про­блемы, связанные с формальным — математическим и алгоритмическим описанием решае­мых задач. От степени формализации во многом зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации.

Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и оп­ределяет степень автоматизации задачи.

В структурupованной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно прихо­дится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автома­тизация их решения, т. е. сведение роли человека к нулю.

ПримерВ информационной системе необходимо реализовать задачу расчета заработной платы.

Это структурированная задача, где полностью известен алгоритм решения. Рутинный характер этой задачи определяется тем, что расчеты всех начислений и отчислений весьма просты, но объем их очень велик, так как они должны многократно повторяться ежемесячно для всех категорий работающих.

 

Неструктурированная (неформализуемая) задача — задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи. .

Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования здесь информационной системы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников.

ПримерПопробуйте формализовать взаимоотношения в вашей студенческой группе. Наверное, вряд ли вы сможете это сделать. Это связано с тем, что для данной задачи существен психологический и социальный факторы, которые очень сложно описать алгоритмически.

Частично структурированная — задача, о которой можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними.

В практике работы любой организации существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. Такие задачи называются частично структурированными.

В этих условиях можно создать информационную систему. Получаемая в ней информация анализируется человеком, который будет играть определяющую роль. Такие информационные системы являются автоматизированными, так как в их функционировании принимает участие человек.

ПримерТребуется принять решение по устранению ситуации, когда потребность в трудовых ресурсах для выполнения в срок одной из работ комплекса превышает их наличие. Пути решения этой задачи могут быть разными, например:

• выделение дополнительного финансирования на увеличение численности работающих;

• отнесение срока окончания работы на более позднюю дату и т.д. Как видно, в данной ситуации информационная система может помочь человеку принять то или иное решение, если снабдит его информацией о ходе выполнения работ по всем необходимым параметрам.