Введение
Тема № 2
ЛЕКЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра социально философских дисциплин и экономики
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры
социально-философских дисциплин
и экономики
майор милиции
Е.В. Сальников
«____» _____________ 2011 г.
по дисциплине «Профессиональная этика»
«Мораль: происхождение, формы и исторические типы»
(специальность 030501 65 – Юриспруденция, очная форма обучения)
2 часа
Орел
П Л А Н
Введение
Основные вопросы: 1. Происхождение, сущность, исторические типы и формы морали.
2. Структура морали.
3. Основные этические теории о сущности морали.
Заключение
Литература
Лекция подготовлена старшим преподавателем кафедры СФДиЭ, к.ю.н., подполковником милиции, Леоновой И.А.
Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры 6 апреля 2011г. Протокол № 7.
Учебное оборудование, демонстрационные материалы и ТСО
Мультимедийный проектор, слайды MS Power Point
Поскольку мораль охватывает практически все сферы поведения людей и их взаимоотношений, то даже для того, чтобы сказать о морали самое главное, необходимо написать огромное количество томов, ибо сфера морали поистине бесконечна и безгранична. На протяжении веков, начиная еще с античных времен, о морали написано неисчислимое количество трактатов, авторы которых пытались выявить в морали «самое-самое». Мораль трактовалась и как исполнение божественных установлений, и как опыт житейской мудрости, и как школа воспитания человека, и как средоточие человеческих добродетелей, и как высшая удовлетворенность индивида своим поведением, и как возвышенное служение чести, и как непререкаемое исполнение долга, и как инструмент обеспечения общественной стабильности и порядка, и как требование общественной пользы, и как обличение несправедливости и орудие утверждения справедливости в обществе, и как средство обеспечения взаимопонимания и сотрудничества людей, и как следование голосу совести, и как путь к достижению высшего смысла человеческой жизни и т.д. и т.д.
Вышесказанное перечисленно лишь для того, чтобы показать бесцельность поисков точного определения сущности морали, поэтому мы попытаемся дать, хотя бы схематически, лишь основной каркас понятий, которые «организуют» мораль. Наполнить этот «каркас» реальным содержанием — дело всей жизни каждого человека, ибо всю свою жизнь каждый человек строит, достраивает, совершенствует свою систему ценностей, свою концепцию нравственных представлений о должном поведении, о добре и зле, о счастье, справедливости, порядочности и других этических категориях и понятиях.