Введение

Тема № 2

ЛЕКЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра социально философских дисциплин и экономики

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

социально-философских дисциплин

и экономики

майор милиции

 

Е.В. Сальников

«____» _____________ 2011 г.

 

по дисциплине «Профессиональная этика»

«Мораль: происхождение, формы и исторические типы»

 

(специальность 030501 65 – Юриспруденция, очная форма обучения)

 

2 часа

 

 

Орел


 

П Л А Н

 

Введение

 

Основные вопросы: 1. Происхождение, сущность, исторические типы и формы морали.

2. Структура морали.

3. Основные этические теории о сущности морали.

 

Заключение

Литература

 

 

Лекция подготовлена старшим преподавателем кафедры СФДиЭ, к.ю.н., подполковником милиции, Леоновой И.А.

 

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры 6 апреля 2011г. Протокол № 7.

 

Учебное оборудование, демонстрационные материалы и ТСО

Мультимедийный проектор, слайды MS Power Point


 

Поскольку мораль охватывает практически все сферы поведения людей и их взаимоотношений, то даже для того, чтобы сказать о морали самое главное, необходимо написать огромное количество томов, ибо сфера морали поистине бесконечна и безгранична. На протяжении веков, начиная еще с античных времен, о морали написано неисчислимое количество трактатов, авторы которых пытались выявить в морали «самое-самое». Мораль трактовалась и как исполнение божественных установлений, и как опыт житейской мудрости, и как школа вос­питания человека, и как средоточие человеческих добродетелей, и как высшая удовлетворенность индивида своим поведением, и как возвышенное служение чести, и как непререкаемое исполне­ние долга, и как инструмент обеспечения общественной стабиль­ности и порядка, и как требование общественной пользы, и как обличение несправедливости и орудие утверждения справедливо­сти в обществе, и как средство обеспечения взаимопонимания и сотрудничества людей, и как следование голосу совести, и как путь к достижению высшего смысла человеческой жизни и т.д. и т.д.

Вышесказанное перечисленно лишь для того, чтобы показать бесцельность поисков точного определения сущности морали, поэтому мы попытаемся дать, хотя бы схематически, лишь ос­новной каркас понятий, которые «организуют» мораль. На­полнить этот «каркас» реальным содержанием — дело всей жизни каждого человека, ибо всю свою жизнь каждый человек строит, достраивает, совершенствует свою систему ценностей, свою кон­цепцию нравственных представлений о должном поведении, о добре и зле, о счастье, справедливости, порядочности и других этических категориях и понятиях.