Анализ информационных потоков
Дата добавления: 2014-01-13; просмотров: 91; лекция была полезна: 0 студентам(у); не полезна: 0 студентам(у).
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам...
Информационная система на транспорте организует материальный поток данных, управляет всеми процессами транспортировки и складирования реальных товаров на предприятии, позволяет обеспечивать своевременную доставку этих товаров в необходимых количествах, комплектации и качестве от места их возникновения в место потребления с минимальными расходами, но оптимальным сервисом.
Понятие информационного потока является одним из ключевых: информация выступает побудителем деятельности информационной системы и держит ее открытой, то есть способной приспосабливаться к новым условиям. В общем случае информационный поток является перемещением в определенной среде структурированных данных. На транспорте информационный поток является совокупностью циркулирующих на автотранспортном предприятии(АТП) и между ним и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля за транспортными операциями. Рост роли информационных потоков в АТП обусловлен такими основными причинами:
1) для потребителя информация о статусе заказа, возможностях АТП, наличии транспорта, сроках выполнения, отгрузочных документах является необходимым элементом потребительского сервиса;
2) для управления АТП наличие полной и достоверной информации позволяет оптимизировать материальные и трудовые ресурсы за счет уменьшения неопределенности уровня спроса;
3) информация увеличивает гибкость АТП относительно использования ресурсов для достижения конкурентных преимуществ.
Материальный и информационный потоки являются родственными, но соответствие одного потока другому достаточно условно. Содержанием материального потока, как правило, являются данные информационного потока, но во времени они могут не совпадать. На практике в информационной системе АТП материальные и информационные потоки могут опережать или опаздывать друг относительно друга. Векторная направленность материальных и информационных потоков также может отличаться:
1) опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;
2) опережающий информационный поток в прямом направлении является предыдущим сообщением о прибытии груза;
3) вместе с материальным потоком передается информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока; вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах принятия груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.
Путь, которым двигается информационный поток в общем случае может не совпадать с маршрутом перемещения материального потока.
Измеряется информационный поток (ИП) количеством обработанной или переданной информации за единицу времени и базируется на перемещении бумажных или электронных документов. В зависимости от этого он может измеряться либо количеством единиц бумажных документов, либо суммарным количеством строк в этих документах, либо количеством информации (бит), которая содержится в том или ином сообщении.
Информационный поток характеризуется следующими параметрами:
источником возникновения;
направлением движения потока;
периодичностью;
видом существования;
скоростью передачи и приема;
интенсивностью потока.
Управление информационными потоками можно осуществлять следующими действиями: изменением направления потока; ограничением скорости передачи до соответствующей скорости приема; ограничением объема потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.
Целью информационного обеспечения на АТП является достижение возможности управления (контроля и комплексного планирования) перемещениями материального потока. Для того, чтобы информация эффективно поддерживала эти процессы, построение информационной системы АТП должно основываться на следующих шести основных свойствах.
1) Полнота и пригодность информации для пользователя. Информационная система должна предоставлять информацию в том месте, того вида и полноты, какие необходимы для выполнения соответствующей транспортной операции. Лицо, принимающее решение, должно владеть необходимой и достаточной информацией для принятия решений в объеме своей ответственности и в необходимом ее виде.
2) Точность исходной информации имеет принципиальное значение для принятия правильных решений. Например, информация о наличии запасных частей в современном АТП допускает не более 1% ошибки (или неопределенности) для принятия эффективных решений в физическом распределении, создании запасов и удовлетворении запросов потребителей. Большое значение имеет точность выходных данных для прогнозирования спроса, планирования потребности в материальных ресурсах.
3) Своевременность - информация должна поступать к информационной системе АТП в сроки, определенные технологией производственной операции. Задания по транспортировке, операционному менеджменту, управлению заказами и запасами решаются в режиме реального времени. Требование своевременности поступления и обработки информации реализуется современной информационной технологией сканирования, штриховой кодировкой, электронным обменом данных.
4) Ориентированность - информация для АТП должна быть ориентирована на выявление дополнительной возможности улучшения качества рабочих процессов, сервиса, снижения расходов. Способы получения, передачи, отображения и обработки информации должны способствовать выявлению возможных резервов.
5) Гибкость - информация, циркулирующая в информационной системе, должна быть приспособленной к конкретным пользователям и иметь наиболее удобный для них вид. Это касается как персонала АТП, так и посредников, и конечных потребителей.
6) Форматы данных и сообщений, применяемых в компьютерной и коммуникационной сети информационной системы АТП, должны максимально эффективно использовать производительность технических средств (объем памяти, быстродействие, пропускную способность). Вид и форма документов, расположение реквизитов на бумажных документах, размерность данных и другие параметры должны облегчать машинную обработку информации. Кроме того, необходима информационная совместимость форматов данных информационных система в компьютерных и телекоммуникационных системах посредников и других пользователей.
Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри объектов и элементов АТП и между ними, а также между АТП и внешней средой, образуют информационную систему АТП - определенным образом организованную совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, разных справочников и необходимых средств программирования, которые все вместе обеспечивают решение тех или иных функциональных задач управления материальными потоками. Так же, как и любая другая система, информационная система АТП должна состоять из упорядоченных взаимозависимых элементов и владеть некоторой совокупностью интегрированных качеств. Информационную систему условно можно разделить на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.
Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых заданий, сгруппированных для достижения общей цели.
Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает следующие элементы:
техническое обеспечение - совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;
информационное обеспечение - справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;
математическое обеспечение - комплекс программ и совокупность средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработки текстов, получения справочных данных и функционирования технических средств.
На отдельном АТП информационные системы разделяют на три группы: плановые; диспозитивные (или диспетчерские); исполнительные (или оперативные).
Плановые ИСсоздаются на административном уровне управления и способствуют принятию долгосрочных решений стратегического характера.
Диспозитивные ИС создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения ритмичной работы.
Исполнительные ИС создаются на уровне административного или оперативного управления, позволяют получать необходимую информацию о перемещении грузов в текущий момент времени и вовремя оказывать административные и управляющие влияния на объект управления.