С помощью методики анализа процесса управления

Определение характеристик подразделения транспортного предприятия

Тема 8. Информационные потоки

 

Фундаментальной основой теории информационных систем является единство законов обработки информации в системах различной природы (физических, экономических, биологических, и тому подобное). Объектом изучения этой теории является информация - понятие во многом абстрактное, существующее вне связи с конкретной областью знания, в которой информация используется. Это обстоятельство налагает определенный отпечаток на всю информатику как науку об организации компьютерной информационной системы. Такая система может использоваться в разных предметных областях, добавляя свои закономерности и ограничения, но вместе с тем способствуя новой возможности организации рабочих процессов - доступности информации, своевременности ее получения, коммерческой ценности и надежности.

Информация является некоторыми содержательными сведениями, для восприятия которых необходим субъект - воспринимающая система. Носителем информации являются данные, относящиеся к способам представления, хранения и обработки информации. В теории информационных систем указываются три направления работы с данными: определение, обработка и управление (администрирование).

Информационная система является средой, составными элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, разного рода технические и программные средства связи. В зависимости от области применения информационная система может значительно отличаться своей функциональностью, архитектурой и реализацией. Компьютеры, как составные элементы информационной среды, способствующие обработке данных, позволили осуществить качественный прыжок в организации промышленности и науки, и определили новые области производства - вычислительную технику, телекоммуникацию, создание программных продуктов.

Информационная технология (ИТ) представляет собой процесс использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Информационные технологии являются процессами, состоящими из четко регламентированных правил выполнения операций разной степени сложности над данными, сохраняемыми в компьютерах.

Реализация функционирования ИС невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии, которая может существовать и вне сферы информационной системы. Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отображающим современное понимание процессов преобразования информации.

По утверждению ЮНЕСКО ИТ является комплексом взаимосвязанных научных, технологических и инженерных дисциплин и изучает следующее: методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику; методы организации взаимодействия с людьми и производственным оборудованием; а также связанные со всем указанным социальные, экономические и культурные проблемы. ИТ требует сложной подготовки, больших первичных расходов, наукоемкой техники, создания математического обеспечения, формирования информационных знаний в системе подготовки специалистов.

Сложность ИС, расширение области их приложения, повышение требований к ним обусловило невозможность (даже большим количеством разработчиков) за определенное время и в условиях ограниченных ресурсов разработать качественную информационную систему. Это способствовало последующему развитию средств и методов создания ИС, в результате чего сформировалось направление автоматизации их проектирования. Примером такого направления может служить технология использования готовых решений - CASE-технология (Computer-Aided Software/System Engineering), являющаяся совокупностью методов анализа, проектирования, разработки и сопровождения информационной системы, поддерживаемой комплексом взаимосвязанных средств автоматизации. С ее помощью аналитиками, разработчиками и программистами выполняется анализ предметной области, спецификация проектов, выпуск документации, тестирование реализации проектов, контроль разработки, моделирование и т. д.

Информационная система (система от греческого - целое, сложенное из частей) является совокупностью элементов, взаимодействующих друг с другом и создающих определенную целостность и единство. Информационным системам присущи следующие понятия.

1) Элемент системы - часть системы, имеющая определенное функциональное назначение. Сложные элементы систем, в свою очередь состоят из более простых взаимосвязанных элементов, называемых подсистемами.

2) Организация системы - внутренняя упорядоченность и согласованность взаимодействия элементов системы.

3) Структура системы - состав, порядок и принципы взаимодействия элементов системы, определяющих основные свойства системы. Если отдельные элементы системы находятся на разных уровнях и связи между элементами организованы только от высших к низшим уровням или наоборот, то говорят об иерархической структуре системы.

4) Архитектура системы - совокупность свойств системы, существенных для пользователя.

5) Целостность системы - свойства системы не являются суммой свойств отдельных ее элементов, но в то же время свойства каждого элемента зависят от его места и функции внутри системы.

Роль информационных систем в управлении транспортными системами заключается в следующем. В соответствии с кибернетическим подходом система управления является совокупностью объекта управления (например, автотранспортного предприятия) и субъекта управления (управленческого аппарата АТП), объединяющего в себе сотрудников, формулирующих цели, создающих планы, вырабатывающих требования к принимаемым решениям, контролирующих их выполнение.

Оба компонента системы управления связаны прямой и обратной связью. Прямая связь является потоком директивной информации, направленным от управленческого аппарата к объекту управления. Обратная связь является потоком отчетной информации о выполнении принятых решений, направленных в обратном направлении.

Взаимосвязи информационных потоков, средств обработки, передачи и хранения данных, а также участие сотрудников, которые выполняют обработку данных, составляют в совокупности информационную систему. С учетом сферы применения имеют место технические информационные системы (например, система голосования Верховной Рады Украины), экономические (системы управления транспортом), гуманитарные (Интерпол, Юнеско), и т. п. Ядром информационной системы являются данные, хранящиеся в ней (например, данные о студентах в деканате или о водителях в АТП). К информации систем управления транспортом предъявляются следующие требования.

1) Точность - однозначное восприятие информации всеми потребителями.

2) Достоверность - допустимый уровень искажения как поступающей, так и результативной информации, способствующей эффективности функционирования системы.

3) Оперативность - актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменяющихся условиях.

Информацию системы управления транспортом принято распределять по следующими основным признакам.

1) По функциям управления - планово-учетная, нормативно-справочная, отчетно-статистическая.

2) По месту возникновения (уровню управления) - входная (первичная) и выходная. Одна и та же информация может быть для одного подразделения входной, а для другого - выходной.

Таким образом, информационная система являетсякоммуникационной системой, собирающей, обрабатывающей, передающей информацию об объекте, обеспечивающей работников разного ранга данными для реализации функций управления. Практически все системы обработки информации (независимо от сферы применения) содержат одинаковые компоненты обеспечения: информационный, программный, технический, правовой, лингвистический.

1) Информационное обеспечение - совокупность методов и средств расположения и организации информации: систем классификации; унифицированных систем документации; методов рационализации документооборота и форм документов; методов создания машинной информационной базы. От качества разработанного информационного обеспечения во многом зависит достоверность и качество принимаемых решений.

2) Программное обеспечение - совокупность программных и компьютерных средств. Программы в свою очередь могут быть базовыми и прикладными.

3) Техническое обеспечение - периферийные средства сбора информации (ее первичной регистрации), оргтехника, средства телекоммуникации и связи, компьютеры.

Существует несколько признаков, определяющих разделение информационных систем на классы и характеризующие общность их свойств в процессе функционирования.

В зависимости от масштаба информационные системы классифицируются следующим образом.

1) Одиночные информационные системы реализуются, как правило, на автономном персональном компьютере (сеть не используется). Такая система рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, распределяющих во времени одно рабочее место.

2) Групповые информационные системы ориентированы на коллективное использование информации членами рабочей группы и чаще всего строятся на базе локальной вычислительной сети.

3) Корпоративные информационные системы являются развитием систем для рабочих групп, они ориентированы на большие компании и могут поддерживать разведенные территориально узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура клиент-сервер.

Для групповых и корпоративных систем существенно повышаются требования к надежности функционирования и сохранению данных.

В зависимости от сферы применения информационные системы разделяются следующим образом.

1) Системы обработки транзакций по оперативности распределяются на пакетные информационные системы и оперативные. В организационном управлении преобладает режим оперативной обработки транзакций для отображения актуального состояния предметной области в любой момент времени; пакетная обработка занимает ограниченную часть.

2) Системы поддержки принятия решений являются другим типом информационных систем, в которых с помощью достаточно сложных запросов проводится отбор и анализ данных по тематике - временные, географические и т. д.

3) Класс офисных информационных систем направлен на преобразование бумажных документов в электронный вид, на автоматизацию делопроизводства, на управление документооборотом.

Классификация информационных систем по способу организации выполняется по следующим разделам.

1) В зависимости от архитектуры информационные системы составляют такие классы:

с архитектурой файл-сервер;

с архитектурой клиент-сервер;

с многоуровневой архитектурой; на основе Интернет/Интранет технологий.

2) Автоматизированная система управления - комплекс технических и программных средств, который вместе с организационными структурами (отдельными людьми или коллективом) обеспечивает управление объектом (комплексом) в производственной, научной или общественной среде.

3) ИС управления образованием - преподавательский состав, абитуриенты, студенты, библиотечные программы, автоматизированные системы научных исследований (программно-аппаратные комплексы обработки данных экспериментов и измерительных приборов).

4) Системы искусственного интеллекта - построенные на основе специальных знаний в определенной предметной области так называемые экспертные системы. Существуют экспертные системы в военном деле, геологии, инженерном деле, информатике, космической технике, математике, медицине, метеорологии, промышленности, сельском хозяйстве, управлении, физике, химии, электронике, юриспруденции. Экспертные системы представляют собой компьютерные программы, созданные для выполнения тех видов деятельности, которые по силам человеку-эксперту. Они имитируют действия человека-эксперта, существенно отличаются от точных, хорошо аргументированных алгоритмов и не похожи на математические процедуры большинства традиционных разработок.

5) Системы поддержки принятия решений - достаточно новый класс информационных систем, теория создания которых в настоящее время интенсивно развивается. Они предназначены для автоматизации деятельности конкретных должностных лиц при выполнении ими своих должностных (функциональных) обязанностей в процессе управления персоналом и (или) техническими средствами.

6) Автоматизированные вычислительные системы- предназначены для решения сложных в математическом отношении задач, требующих обработки больших объемов самой разнообразной информации. Эти системы используются для обеспечения научных исследований и разработок, а также в случаях выработки управленческих решений на основе вычислений.

7) Системы автоматизации проектирования предназначены для автоматизации деятельности подразделений проектной организации или коллектива специалистов в процессе разработки проектов изделий на основе использования общей информационной базы, математических и графических моделей, автоматизированных проектных и конструкторских процедур.

8) Проблемно-ориентированные имитационные системы - предназначены для автоматизации разработки имитационных моделей в предметной области: развития автомобилестроения (любая создаваемая модель может содержать стандартные блоки моделирования деятельности предприятия), комплектования, складского хозяйства, сбыта, обслуживания и ремонта автомобилей, рекламы.

9) Моделирующие центры - являются комплексом готовых к использованию моделей, объединенных единой предметной областью, информационной базой и языком общения с пользователями и предназначенных для проведения исследований.

10) Автоматизированные системы образования - предназначены для подготовки специалистов (с участием или без участия преподавателя): обеспечения обучения, подготовки учебных курсов, управления процессом обучения и оценивания его результатов; деловые игры; тренажеры и тренажерные комплексы.

11) Автоматизированные информационно-справочные системы - предназначены для сбора, хранения, поиска и предоставления потребителям информации справочного характера: архивы, системы делопроизводства, справочники и картотеки, системы электронных карт местности.