Анализ идей.
Генерация идей.
Для участия в этапе генерации целесообразно привлекать людей, отличающихся большой скоростью мыслительных операций, лёгкостью адаптации в новых ситуациях, гибкостью мышления, лёгкостью использования в решениях только что полученной информации. Для генераторов также важно умение работать с уже известными фактами, постоянно меняя систему критериев, постоянно отказываясь от традиционных подходов. Новые идеи ищутся на основе слабых и очень слабых ассоциаций. Генератор должен быть оптимистом, настроенным на то, что лучшая идея ждёт его впереди.
Целью МА является поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи.
Обычно процесс генерации складывается из двух важных составляющих:
- выдвижение идей, показывающих новые направления решения проблемы;
- выдвижение идей, развивающих уже имеющиеся направления.
Гармоничное чередование обеих составляющих позволяет генераторам работать эффективно. Важную роль при этом играет ведущий.
Выдвинутые на этапе генерации идеи оформляются в протоколе.
Участники этапа анализа должны быть интеллектуалами, обладать логическим, упорядоченным мышлением; при этом логика у них сочетается с терпимостью к новым подходам. Важно, чтобы аналитики не относились ревниво к чужим идеям. Их оптимизм основывается на предположении, что лучшая идея – это та, которая рассматривается в данный момент. Базовыми принципами работы для аналитика являются обобщение и конкретизация. Работа аналитиков заключается в обобщении идеи, выявлении обобщённого принципа, лежащего в его основе, оценке его перспективности и наполнении принципа конкретным содержанием.
Выявление рациональной основы, заложенной в идеях, позволяет сравнивать между собой не «оболочки», а внутреннюю сущность предложений, объединять многие различные идеи.
Удивительная универсальность методов МА позволяет с их помощью рассматривать почти любую проблему или любое затруднение в сфере человеческой деятельности. Это могут быть также задачи из области
ü организации производства,
ü сферы обслуживания,
ü рекламы,
ü бизнеса,
ü экономики,
ü социологии,
ü уголовного розыска,
ü военных операций и т. д.,
если они достаточно просто и ясно сформулированы.
Принципиальный недостаток метода мозгового штурма, как и других методов активизации поиска решений, - непригодность при решении достаточно трудных изобретательских задач. МА идеально подходит для решения задач рекламных, организационных и т.п.
4.2.3. Модификации метода МА
Существует два основных направления использования этого метода: прямая МА и обратная МА.
Прямая МА предназначена для обнаружения решения поставленной проблемы. Постановка задачи может иметь самую различную форму и содержание. Однако в ней должны быть четко сформулированы два момента: что в итоге надо получить; что мешает получению желаемого.
Цель обратной МА заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика. Объектом обратной МА может быть конкретное изделие или его узел, технологический процесс или его операция, сфера обслуживания и т. д.
Возможно комбинированное использование методов МА.
Двойная прямая мозговая атака. Двойная МА начала практиковаться в СССР. Суть ее заключается в том, что после проведения прямой МА делается перерыв от двух часов до двух—трех дней и еще раз повторяется прямая МА.
Практика показала, что при проведении второй МА по одной и той же задаче часто выявляются наиболее ценные практически полезные идеи или удачное развитие идей первого совещания, т. е. во время перерыва включается в работу мощный аппарат решения творческих задач — подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.
Обратная и прямая мозговые атаки (прогнозирование развития техники). Развитие ТО представляет собой повторяющийся цикл: существующее изделие — выявление недостатков — устранение недостатков в новой серии изделий. Эту закономерность можно использовать для мысленного моделирования и прогнозирования развития интересующего класса изделий. Для этого сначала с помощью обратной МА выявляют все недостатки существующего изделия и выделяют среди них главные. Затем проводят прямую МА для устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают эскиз нового технического решения, а котором по возможности устранены или учтены эти недостатки. Для увеличения времени прогнозирования этот цикл имеет смысл повторить, чтобы посмотреть развитие объекта на два шага вперед.
Прямая и обратная мозговые атаки (прогнозирование недостатков технического объекта). Указанную в предыдущем параграфе закономерность развития техники можно также использовать для прогнозирования недостатков интересующего класса изделий. Для этого сначала проводят прямую МА и делают эскизы наиболее перспективных технических решений, затем обратную МА и выявляют возможные недостатки этих технических решений.
В целях увеличения времени прогнозирования этот цикл имеет смысл еще раз повторить, т. е. опять провести прямую МА для устранения выявленных будущих недостатков и разработки соответствующих эскизов технических решений, по отношению к которым еще раз выполняется обратная МА.
Мозговая атака с оценкой идей и др.
За рубежом метод МА также развивался. В результате получились такие модификации МА, как «Конференция идей», «Кибернетическая сессия», «Синектика».
Наиболее сильным методом активизации поиска является
Синектика. Предложена У. Гордоном. Он в 1960г создал фирму «Синектикс». Здесь штурм ведёт профессиональная группа, накапливая опыт решения задач от штурма к штурму. Здесь допустимы элементы критики и, главное, предусмотрено обязательное использование четырёх специальных приёмов, основанных на аналогиях:
- прямой (как решается задача, похожая на данную?);
- личной (войдите в образ данного объекта и попытайтесь рассуждать с его точки зрения, эта аналогия называется ещё «эмпатия»);
- символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи);
- фантастической (как эту задачу решили бы сказочные или фантастические персонажи?)
Фирма «Синектикс» сотрудничает с крупнейшими промышленными фирмами, корпорациями и высшими учебными заведениями, обучая синектическому штурму инженеров и студентов.
§ 4.4. Морфологический анализ и синтез технических решений
Слово «Морфология» произошло от греческих слов morphe - форма и logos - учение, понятие.
Слово это употребляется в двух смыслах:
1. Это учение о форме и строении организмов и отдельных органов;
2. Отдел грамматики, в котором изучаются формы слов.
Метод морфологического анализа и синтеза был разработан в 30-х годах ХХ века шведским учёным астрономом Цвикки для конструирования астрономических приборов.
В годы Второй мировой войны Цвикки работал в одной из американских авиационных фирм, занимающейся разработкой ракетных двигателей и ракет. Применив свой метод, Цвикки за короткий период получил несколько десятков новых технических решений ракетных двигателей и ракет. Позже выяснилось, что среди предложенных им вариантов были решения, совпадающие с немецкими ракетами ФАУ-1 и ФАУ-2.
§ 4.4.1. Морфологическая комбинаторика
Морфологический метод основан на комбинаторике. Суть его состоит в том, что в интересующем объекте выделяют группу признаков.