Психические образования.

Психические состояния.

Волевые процессы.

Чувства и эмоции.

1 вопрос. Чувства и эмоции

Большое значение для психики человека имеют эмоциональные и волевые процессы. Они делают человеческую жизнь более насыщенной, многообразной.

Чувства представляют собой переживания человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. А эмоции – это непосредственная форма выражения чувств.

Как и все психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу. Они возникают как под действием внешних, так и внутренних раздражителей. При этом эмоциональные вопросы возбуждения или торможения распространяются на все нервные центры и вызывают многочисленные изменения в организме. Например, при страхе наблюдается рефлекторное учащение сокращений сердца или торможение актов дыхания, побледнение, при смущении – покраснение лица.

Большую роль у людей в возникновении и протекании эмоций играют механизмы второй сигнальной системы. Они приобретают значение высшего регулятора эмоциональных переживаний и их проявлений. Благодаря второй сигнальной системе у человека изменяется характер и сложность эмоциональных переживаний, появляется возможность осознать эмоциональные состояния, передать эмоциональный опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями.

Классификация чувств и эмоций

Эмоции принято делить на настроения, аффекты, страсти. Они бывают сильными и слабыми.

Настроения – слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин их вызывающих.

Аффекты – переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушениями волевого контроля.

Страсти – сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели.

Выделяют интеллектуальные, нравственные и эстетические чувства.

Интеллектуальные чувства – чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной, научной, творческой деятельности.

Нравственные – чувства. В них отражается отношение человека с требованиями морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами, традициями.

Эстетические чувства – чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся: чувства прекрасного и безобразного, возвышенного или низменного.

Все чувства бывают стеническими (активизирующими деятельность человека) и астеническими (вызывающими пассивность).