ИС в фирме


Дата добавления: 2014-01-13; просмотров: 5; лекция была полезна: 0 студентам(у); не полезна: 0 студентам(у).
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам...

Стратегические ИС

Успех и развитие многих фирм во многом определяется принятой в ней стратегией.

Под стратегиейпонимается набор методов и средств решения поставленных долгосрочных задач.

В этом контексте и следует воспринимать понятия «стратегический метод», «стратегическая система».

В условиях рыночных отношений вопросу стратегии развития и поведения фирмы стали уделять больше внимания, что способствует коренному изменению во взглядах на ИС. Они стали расцениваться как стратегически важные системы, которые влияют на изменение выбора целей всей фирмы, ее задач, методов, продукции, услуг, позволяя определить конкурентов, а также наладить более тесные связи с потребителями и поставщиками. Появился и новый тип ИС – стратегический.

Стратегическая ИС – компьютерная ИС, обеспечивающая поддержку принятия решения по реализации стратегических, перспективных целей развития организации.

В настоящее время еще не выработана общая концепция построения стратегических ИС вследствие многоплановости их использования не только по целям, но и по функциям.

Существуют две точки зрения: одна базируется на мнении, что вначале необходимо сформулировать свои цели и стратегию их достижения, а затем приспособить ИС к имеющейся стратегии; вторая – на том, организация использует стратегическую ИС при формулировании целей в стратегическом планировании. Однако, рациональным подходом к разработке стратегических ИС будет методология синтеза этих двух точек зрения.

 

 

В любой фирме желательно иметь несколько локальных ИС разного назначения, которые взаимодействуют между собой и поддерживают управленческие решения на всех уровнях (см рис.6).

Между локальными ИС организуется связь различного характера и назначения. Одни локальные ИС могут быть связаны с большим количеством работающих в фирме ИС, и иметь выход во внешнюю среду, другие связаны только с одной или несколькими родственными ИС. Современный подход основан на создании внутрифирменных компьютерных сетей с выходом на аналогичную ИС другой фирмы или подразделение корпорации. При этом пользуются ресурсами региональных и глобальных сетей.

На основе интеграции ИС различного уровня с помощью компьютерных сетей в фирме создаются корпоративные ИС. Подобные ИС предоставляют пользователю возможность работать как с общефирменной базой данных, так и с локальными базами данных.

Рассмотрим роль корпоративной ИС в фирме относительно формирования стоимости выпускаемой продукции.

ИС в фирме, поддерживая все стадии выпуска продукции, могут предоставлять информацию разной степени подробности для анализа, в результате которого выявляются этапы, где происходит сверхнормативное увеличение стоимости продукции. В этом случае можно выбрать стратегию по уменьшению стоимости продукции. Результаты применяемых мер отразятся в ИС. Снова можно будет использовать полученную информацию для анализа. И так до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель.

ИС может иметь наибольший эффект, если фирму рассматривать как цепь действий, в результате которых происходит постепенное формирование стоимости производимых продуктов и услуг. Тогда с помощью ИС различного функционального назначения, включенных в эту цепь, можно оказать влияние на стратегию принятия управленческого решения, направленного на увеличение дохода фирмы.


       
 
 
   
Рис. 6. ИС, поддерживающие деятельность фирмы


Прочие классификации ИС

Классификация по степени автоматизации

В зависимости от степени автоматизации процессов в системе управления фирмой ИС определяются как ручные, автоматические, автоматизированные.

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств обработки информации и выполнением всех операций человеком.

Автоматические ИС выполняют все операции по обработке информации без участия человека.

Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработке информации человека и технические средства, причем главная роль отводится компьютеру.

Автоматизированные ИС, учитывая их широкий спектр использования в организации процессов управления, имеют различные модификации и м.б. классифицированы, например, по характеру использования информации и по сфере применения (см рис. 7).

 

Классификация ИС по характеру использования информации

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, железнодорожных и авиакассах продажи билетов.

Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени влияния на процесс принятия решения: управляющие и советующие.

· управляющие ИС – вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерны задачи расчетного характера и обработка большого объема данных. Примером может служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.

· советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, т.к. для них характерна обработка знаний, а не данных.

Например. Существуют медицинские ИС для постановки предварительного диагноза и определения предполагаемой процедуры лечения. Врач, при работе с подобной системой, может принять к сведению полученную информацию.

 

Классификация ИС по сфере применения

1. ИС организационного управления – предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. К этому классу ИС относятся ИС управления как промышленными фирмами, так и непромышленными объектами: гостиницы, банки, торговые фирмы и т.д. Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бух. учет, управление сбытом и снабжением и т.д.

2. ИС управления техническими процессами (ТП) служат для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации поточных линий, изготовлении м/с, на сборке, в металлургии и машиностроении для поддержания технологического процесса.

3. ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации работы инженеров, проектировщиков, архитекторов, дизайнеров при создании новых технологий и техники. Основными функциями этих ИС являются: инженерные расчеты, создание графической документации (планы, схемы, чертежи), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

4. Интегрированные (корпоративные) ИСиспользуются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта готовой продукции. Однако создание таких ИС крайне затруднено в силу определения главной цели функционирования ИС – получение прибыли, завоевание рынка, что весьма проблематично.


Рис. 7. Классификация ИС по степени автоматизации
Советующие
Управляющие
Информационно-решающие
Информационно-поисковые
САПР
Управления ТП
Организационного управления
Интегрированные
Автоматические
Автоматизированные
Ручные
ИС