Руткевич А.М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития: курс лекций. М., 1997. 352 с. 13 страница

 

218______________ПСИХОАНАЛИЗ . Истоки и первые этапы развития

 

своим последователям жизнь, приняв в качестве постулата, что все события психической жизни сохраняются в памяти'; более того, они передаются по наследству. Это допущение сделало возможным сомнительные аналогии между явлениями индивидуальной жизни и социальными феноменами.

 

Однако реконструкция прошлого по оставленным следам совсем не обязательно требует столь широких обобщений. Достаточным условием генетического толкования является тезис, согласно которому отдельные психические процессы поддаются реконструкции по их замещениям. Таким методом реконструкции пользуются многие гуманитарные науки. Генетическое толкование не сводится к квазителеологическим объяснениям, и даже Шерлок Холме не ограничивался индукцией, хотя обосновывал каждый шаг индуктивными выводами. "Науки о духе" постигают конкретное явление на базе общих знаний, имеющегося опыта, но здесь интерес представляет само индивидуальное, не сводимое к общему закону. Генетическое толкование, "реконструкция" каждого явления в контексте истории жизни являются наиболее плодотворными сторонами психоаналитической интепретации.

 

Какой бы ни была техника толкования сновидений в различных вариантах "глубинной психологии", несомненным является терапевтический эффект. Интепретация может быть ложной, а пациенту все равно становится лучше. Сами по себе сновидения не дают улучшения, поскольку они не ведут к изменению личности. Лишь там, где пациент включает содержание сновидений в дневную жизнь, оно способствует трансформации его установок и стремлений. Врач помогает пациенту не столько тем, что предлагает некую технику интепретации, связанную с его теоретическими постулатами, сколько тем, что помогает пациенту обратиться к собственным душевным конфликтам, прояснить детали, связать содержание сновидений с другими представлениями, с ситуацией невротика. Многое здесь зависит от установившихся доверительных отношений врача и пациента, а не от техники толкования или теории сновидений.

 

' С известными оговорками: "Нам следует твердо держаться того, что сохранение прошлого в душевной жизни есть, скорее, правило, нежели исключение". Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. - М., "Ренессанс", 1992, с. 73.

 

СЕКСУАЛЬНОСТЬ

 

Фрейд является одним из основоположников современной сексопатологии. У него, разумеется, были предшественники, прежде всего уже упоминавшийся Краффт-Эбинг, автор вышедшей в 1886 году книги "Psychopathia sexualis", которая затем постоянно переиздавалась. Именно он ввел термины "садизм" и "мазохизм", увековечив тем самым имена маркиза де Сада и Леопольда Захера Мазо-ха (не как литераторов, но в качестве обозначений соответствующих склонностей в сексуальной жизни). Краффт-Эбинг ввел также использовавшееся Фрейдом различение патологий по цели (садизм, мазохизм, фетишизм и эксгибиционизм) и по объекту (гомосексуальность, педофилия, зоофилия и др.). В Германии в конце века начинает выходить первый специализированный научный журнал ("Jahrbuch fur sexaelle Zwischenstufen"), появляются исследования Хиршфельда, Блоха, Лёвенфельда, Молля. Во Франции еще в 1877 году один из учеников 1Ларко,Шамбар, вводит понятие эрогенных зон, в Англии выходит книга Хэвлока Эллиса ("The Studies in the Psychology of Sex"), в которой применительно к детской сексуальности используется термин "аутоэротизм". Появляются многочисленные научно-популярные книги, пользовавшиеся неизменным успехом у публики.

 

Ряд проблем, обсуждавшихся на протяжении последних двух десятилетий XIX века, знакомы современному читателю исключительно по "Трем очеркам по теории сексуальности" Фрейда. Это создает иллюзию, будто именно Фрейд первым обратился к детской сексуальности в связи с неврозами и половыми извращениями. На деле он во многом следовал за своими предшественниками, живо обсуждавшими врожденность или приобретенность первер-219

 

220_______________ПСИХОАНАЛИЗ. Истоки и первые этапы развития

 

сии, бессознательную их мотивацию, применимость психотерапевтических методов, детские проявления сексуальности и т. д. Роль полового инстинкта в генезисе истерического невроза признавалась многими исследователями. Фрейд писал о связи неврастении с мастурбацией вслед за дюжиной авторитетных авторов конца прошлого века. Широко обсуждался и вопрос о вреде сексуальной абстиненции; роль сексуальности в генезисе искусства и чувства прекрасного Г. Элленбергер даже считает общим местом работ 1880-1890 годов', равно как и исследования стадий развития сексуального инстинкта не были чем-то совершенно новым. Дессуар выводил анормальности из различных стадий дифференциации сексуального инстинкта, Молль прямо указывал на препубертарную детскую сексуальность. У него Фрейд позаимствовал даже термин "либидо", которому Молль придал более широкое, чем у прежних авторов, значение.

 

Предшественников было много, на тот факт, что во время психотерапевтического лечения у пациентов часто возникают сексуальные фантазии, обращали внимание еще месмеристы. Уделявший большое внимание "животному магнетизму" Гегель писал о том, что в магнетическом состоянии обнаруживается "возбуждение системы воспроизведения... в чувственной форме полового влечения, проявляющегося с большей или меньшей живостью, особенно у лиц женского пола"^. При этом Гегель указывал на зависимость пациента от врача, говорил о возникающем у первого стремлении безудержно говорить о любом предмете, а у второго считать, будто в состоянии раппорта пациент достигает какой-то объективной истины. В действительности, по мнению Гегеля, в состоянии пассивности "больной субъект подпадает под влияние и оказывается во власти другого... так что в этой психической связи обоих субъектов индивидуум, лишенный самостоятельности и не действующий в качестве личности, имеет своим субъективным сознанием сознание того рассудительного индивидуума и притом так, что это другое сознание является для него теперь его субъективной душой, его гением, способным заполнить его также содержани-ем"^. Если в тексте Гегеля поменять "магнетизм" на "психоанализ", то мы получим довольно точное и критичное описание прак-' Е I lenberger Н. The Dicovery of the Uncoscious, p. 302. ^ Гегель. Философия духа. Соч. - М., Госполитиздат, 1956, с. 160. ^ Там же, с. 142.

 

Сексуальность____________________________________________________221

 

тики Фрейда и его последователей, а в разделах о "вожделении", "борьбы за признание" и ряде других можно найти целый ряд тем психоанализа'.

 

Многие биографы Фрейда повторяют вслед за ним, что "Три очерка..." вызвали скандал, испортили отношения Фрейда с публикой "и Фрейд из псевдоученого перешел в разряд грязных и опасных умов. Безусловно, ни одна другая книга не привлекла на его голову такого количества глупости и ненависти"^. От частого повторения эта сказка не стала истиннее. Как пишет Элленбер-гер: "В нынешних биографиях Фрейда утверждается, будто его сексуальные теории вызвали гнев из-за своей неслыханной в "викторианском" обществе новизны. Документальные свидетельства показывают, что это не соответствует фактам. "Три очерка..." Фрейда появились в потоке современной ему литературы и были хорошо приняты"^ Элленбергер приводит огромный список работ и показывает, откуда была взята Фрейдом та или иная идея. Ф. Саллоуэй отыскал те десять рецензий на "Три очерка...", которые вышли в профессиональных журналах. Все они были в целом положительными, хотя у рецензентов вызывали сомнения те или иные тезисы Фрейда. Но ни в одной рецензии не было ни одного упрека в том, что он уделяет столь значительное внимание детской сексуальности - это уже было общим местом в трудах сексологов.

 

Уже поэтому не приходится говорить о том, что труды Фрейда воспринимались как нечто шокирующе скандальное, что он "открыл глаза" своим современникам на роль пола. "Викторианское лицемерие" к тому времени уже уходило в прошлое. Венерические заболевания, гомосексуализм, сексуальное воспитание, женская сексуальность - все это темы и публицистики, и романов, не говоря уж о специальных исследованиях и научно-популярной литературе. "Проблема пола" обсуждается и в брошюрах политических

 

' По понятным причинам гегелевскую философию редко сопоставляли с психоанализом. Разумеется, ни о каком влиянии Гегеля на Фрейда не может быть и речи, гегельянцы, как правило, отрицательно относились к психоанализу (И, А. Ильин является исключением), а психоаналитики не читают и не почитают Гегеля. Только среди немецких психоаналитиков 60-70-х годов, впитавших идеи Адорно и Хоркхаймера, появились сторонники сближения этих двух учений.

 

^ Marthe Robert La revolution psychanalytique. La vie et oeuvre de Freud. - Paris, 1964, t, 2, p. II. ^ Ellenberger H. The Dicovery of the Uncoscious, p. 508.

 

222______________ПСИХОАНАЛИЗ. Истоки и первые этапы развития

 

партий, и в салонах, и, скажем, в пьесах Б. Шоу'. Бестселлером начала века стала книга О. Вейнингера "Пол и характер", вызвавшая в том числе и шумное дело о плагиате, в которое оказался втянутым Фрейд. Вейнингер широко использовал понятие "бисексуальность", которое на протяжении ряда лет обсуждалось в переписке Фрейда с Флиссом. Последний не без оснований считал бисексуальность самой оригинальной своей идеей. Об андрогинах писали еще античные авторы, но Флисс первым попытался применить это понятие в современной медицине. Фрейд обсуждал эту тему со своим пациентом Германом Свободой, а тот сообщил ее своему приятелю Вейнингеру. Флисс был возмущен этим "воровством", подал в суд и даже выиграл дело против Свободы. Трудно представить себе публичный спор в газетах относительно приоритета в области сексологии в совершенно глухом к этой теме обществе. Не только медицинское сообщество, но и широкая публика были вполне готовы к восприятию тех тем, которые прозвучали в "Трех очерках..." Фрейда. Более того, в них нет ни одной совершенно новой идеи. Как и в ряде других случаев, новаторство Фрейда заключалось в синтезе идей, в увязывании друг с другом открытий в различных областях. Результатом была целостная концепция, новый гештальт, общая картина, в которой неврозы и извращения получали свое место в зависимости от стадий развития сексуальности.

 

Сразу следует отметить, что основной проблемой для Фрейда и всего последующего психоанализа является не сексуальность в обычном смысле слова. К последней относится множество явлений, входящих в сознание, регулируемых теми или иными социальными и моральными нормами. Популярная книжка, в которой обсуждается предпочтительность тех или иных сексуальных позиций, эротические обычаи того или иного племени, вся индустрия современной порнографии имеют отдаленное отношение к психоанализу. Человеческая сексуальность является объектом ряда научных дисциплин - от биохимии и физиологии до социологии. Нет ни малейшего смысла как-то увязывать с психоанализом изучение темы

 

' Пьеса Шоу "Человек и сверхчеловек" выходит в 1903 году. В ней (не без влияния Шопенгауэра) утверждается, что "в отношениях между полами обе стороны являются безвольными проводниками всесветной созидательной энергии, которая пересиливает и отметает прочь все личные мотивы" (Шоу Б. Избр. произв. в 2-х т. - М" 1956, т. 1, с. 571). Это-неплохое определение фрейдовского либидо.

 

Сексуальность____________________________________________________223

 

пола в фольклоре, начатое современником Фрейда Ш. Краусом, или последующие опросы, вроде проведенного Кинси. Сексуальные желания, фантазии в значительной мере нами осознаются, даже если они считаются запретными в данном обществе или вызывающими чувства отвращения или стыда у индивида. Темой психоанализа является не сексуальность как таковая, но либидо, половое влечение, бессознательно мотивирующее поведение и воображение. Разумеется, без влечения не будет и всего остального, в том числе многообразных социальных институтов и моральных норм, эротического искусства или использования обнаженного тела для рекламы каких-то товаров, не имеющих ни малейшего отношения к первичным или вторичным половым признакам. Психоаналитика интересует не ars erotica в том или ином обществе, а развитие сексуального инстинкта в раннем детстве, которое в дальнейшем определяет психическое здоровье или болезнь индивидов, причем такое развитие, на которое не оказывают существенного влияния воспитание, образование или мораль.

 

Подход Фрейда к сексуальности - это прежде всего подход врача, его интересует в первую очередь роль влечений в этиологии неврозов. Он неоднократно вспоминал о своем удивлении, когда впервые столкнулся с сексуально окрашенными воспоминаниями пациентов. Первоначально он связывал эти воспоминания с "сексуальной травмой", с соблазнением ребенка взрослыми. Вместе с открытием Эдипова комплекса речь шла уже не о травме, а о бессознательных фантазиях пациентов. Тогда он, по собственному признанию, придерживался тезиса: "При нормальной vita sexualis невроз невозможен", и при всех последующих корректировках все же считал его, по существу, правильным'. Он отталкивался от наблюдений его современников, однозначно связывавших неврастению с мастурбацией, а невроз страха с coitus interruptus (с чем вряд ли согласятся сегодняшние исследователи). Неврозы он подразделял на актуальные (тот же невроз страха) и психоневрозы (истерия). Первые оказались сексуально детерминированными, а истерия уже давно связывалась с сексуальной неудовлетворенностью. Добавив к этому учение о детской сексуальности, Фрейд пришел к выводу: "Сексуальность есть ключ к проблеме психоневрозов и неврозов вообще"^

 

I Freud S. Meine Ansichten liber die Rolle der SexualHat in der Atiologie der Neurosen, (1906), Bd. V, S. 151.

 

^ Freud S. Bruchstuck einer Hysterie-Analyse, 1905, Bd. VI. Hysterie und Angst, 1971, S. 179.

 

224________________ПСИХОАНАЛИЗ . Истоки и первые этапы развития

 

В опубликованной в 1898 году статье "Сексуальность и этиология неврозов" Фрейд приводит возражения воображаемых оппонентов, полагающих, что врачу не следует углубляться в "сексуальные тайны своих пациентов", в особенности пациентов женского пола, поскольку это грубейшим образом оскорбляет невинность и стыдливость, может нарушить семейное счастье, подорвать авторитет старших, негативно сказаться на отношениях с врачом. Похоже, таким воображаемым оппонентом был для Фрейда Брейер, с которым он незадолго до написания этой статьи окончательно порвал, обвинив последнего в лицемерии и трусости. Врач должен выполнять свой долг, и если причины болезни связаны с половой жизнью, то психотерапевт имеет право в нее вторгаться с не меньшими основаниями, чем гинеколог или венеролог. Но этому мешают культурные запреты: "В делах сексуальных все мы сегодня лицемеры - все в целом и по отдельности, здоровые и больные"'. Притворная добродетель у врача прикрывает его профессиональную несостоятельность. Фрейд предсказывает, что следующий, XX, век будет свободно обсуждать эти темы. Это предсказание сбылось - мало что столь дотошно обсуждалось на протяжении ста лет, чем сексуальность. Не сбылось другое предсказание Фрейда, неврозов от этого меньше не стало. Некоторые высказывания Фрейда в другой работе (открытом письме д-ру Фюрсту) показывают, что основной источник лицемерия он видел в религии, в том, что воспитание отдано в руки духовенства^ Эта тема получит развитие, с одной стороны, во фрейдовской критике религии, а с другой - в трудах тех его последователей, которые заговорили через несколько десятилетий о "сексуальной революции".

 

Хотя Фрейд, будучи сыном своего века, преувеличивал вред от мастурбации и coitus intrruptus, он все же не считал онанизм причиной дегенерации, идиотизма и различных соматических за-болеваний^, полагая этот вред психологическим, а не соматиче-' Freud S. Die Sexualitat in der Atiologie der Neurosen, 1898, Bd.V, Sexualleben, S. 18.

 

" CM.: Freud S. Zur sexuelle Aufklarung der Kinder. Offener Brief an Dr. M. FUrst, 1907, Bd. V.

 

^ Обзор предшествовавших и современных Фрейду представлений о мастурбации, как главном источнике безумия и множества соматических заболеваний, дает Томас Шаш. Фрейд не был от них совсем свободен, хотя отказался от наиболее абсурдных представлений. (CM.: Szacz Th. S. The Manufacture of Madness. A Comparative Study of the Inquisition and the Mental Health Movement. - N.Y., 1970, p. 180-206).

 

Сексуальность____________________________________________________225

 

ским. Читая эти работы вековой давности, можно только удивляться иным суждениям Фрейда: даже наркомания объясняется им через сексуальную неудовлетворенность (наркотики выступают как замена недостающего сексуального наслаждения). Кажущееся иногда маниакальным стремление Фрейда все и вся объяснять сексуальностью выглядит совсем иначе, если посмотреть на работы множества психиатров конца XIX века, для которых психические заболевания были результатом "вырождения", понимаемого то как биологически обусловленное, то как "декадентство", продукт "больной культуры". Больной человек исчезает за физиологическими и социологическими категориями. То же самое говорилось и о гомосексуалистах.

 

В Германии психиатры-евгеники объявили себя борцами против "вырождения" и за "чистоту расы" задолго до прихода нацистов к власти, а после этого способствовали насильственной стерилизации, а затем и уничтожению сотен тысяч больных'. Фрейд способствовал гуманизации психиатрии уже тем, что отказался от сведения психических заболеваний к неизвестно откуда взявшейся физиологической "дегенерации". Он признает существование "нев-ропатической диспозиции", способствующей неврозам и психозам. Но он замечает, что слова "дегенерация", "диспозиция", "конституция" произносятся врачами чаще всего по отношению к больным, которым врач никак не может помочь, причем чаще к тем, кто беден, и не может оплачивать сносное обращение. Эти категории удобны для классификации и помещения в психиатрические госпитали, но для лечения они бесплодны.

 

Правда, и изобретенный Фрейдом метод, который он только что стал называть "психоаналитическим", имеет социальные границы применения. Фрейд указывает на то, что от больных этот метод требует зрелости, известного уровня ума, самоконтроля, образования. Он мог бы добавить и "достатка", поскольку за лечение нужно довольно много платить. "Мой материал - это хронические неврозы образованных сословий"^. Психоанализ не лечит "мании и

 

' Психоанализ следует рассматривать на фоне тогдашней психиатрии, которая, наряду с успешным лечением некоторых заболеваний и открытиями таких психиатров, как Крепелин или Блейлер, содержала множество самых фантастических идей. К сожалению, некоторые из них воплощались в практику, нередко совершенно бесчеловечную. CM.: Blasius D. Einfache Seelenstorung. Geschichte der deutschen Psychiatric 1800-1945. - Fischer, F. a. M., 1994. ^ Freud S. Studienausgabe, Bd. V, S. 33.

 

8 Зак. 6419.

 

226_______________П С И .X О А Н А Л И 3 . Истоки и первые этапы развития

 

меланхолии", хронические случаи неврозов подходят куда больше, чем острые неврозы; психоанализ не годится для детей, слабоумных и необразованных.

 

В этой статье у нас имеется редкий для Фрейда случай, когда он ссылается на статистику. К 1898 году его стаж практикующего врача составлял уже 12 лет. На тот момент у него было около 200 пациентов. Фрейд не указывает, сколько было среди них тех, чьи случаи он относил к рубрикам "психоневрозов", "актуальных неврозов", "маний" и т. д., но очевидно, что далеко не все эти пациенты были истериками. Однако, уже в данной статье мы находим смелые обобщения: все психоневрозы имеют своей причиной детские переживания, причем исключительно сексуальной природы'; "события и влияния, лежащие в основе каждого психоневроза, принадлежат не актуальности, но давно забытому прошлому, так сказать, доисторической эпохе жизни, раннему детству, а потому они не известны самому больному"^. Эти сексуально окрашенные воспоминания он уже не считает реальной памятью о соблазнении в раннем детстве.

 

Тема детской сексуальности впервые появляется в письмах Флиссу 1896-1897 годов, когда Фрейд пишет об эрогенных зонах и их отношении к перверсиям. В это же время Фрейд и Флисс живо обсуждают тему бисексуальности. Вместе с открытием Эди-пова комплекса и отказом от теории сексуальной травмы (письмо Флиссу от 21.09.1897) Фрейд развивает теорию детской сексуальности, которая частично излагается в уже цитированной статье и в "Толковании сновидений". Но он не торопится излагать эту теорию в полном виде. Хотя еще в октябре 1899 года он писал Флис-су, что следующей за "Толкованием сновидений" будет книга по сексуальной теории, он работает сначала над "Психопатологией обыденной жизни", затем над кратким изложением теории сновидений. В 1905 году практически одновременно выходят история болезни "Доры" и "Три очерка по теории сексуальности", над которыми он работал одновременно: две рукописи лежали на двух разных столах, а он переходил от одной к другой в зависимости от настроения.

 

"Три очерка по теории сексуальности" выходили много раз при жизни Фрейда, он внес в книгу многочисленные изменения в

 

' Ibid., S. 31. 2 [bid.. S. 19.

 

Сексуальность____________________________________________________227

 

соответствии с более развитой психоаналитической теорией и новейшими физиологическими исследованиями. Первое издание давно стало раритетом, а потому чрезвычайно удобно используемое мною издание (Studienausgabe, "Fischer"), в котором от первоначального текста отделены вставленные впоследствии абзацы, указаны исправления разных лет. Основная концепция остается той же самой, и не случайно даже в посмертно изданном "Очерке психоанализа", над которым Фрейд работал в 1938-1939 годах буквально воспроизводятся некоторые положения этой книги. Несмотря на то, что сексология быстро развивалась в начале века, Фрейд не имел ни малейшего намерения пересматривать свое учение, учитывать расходящиеся с ним открытия. Как сам Фрейд, так и его последователи считали и считают эту работу второй по важности после "Толкования сновидений"'.

 

При написании предисловия к 4-му изданию (1920) Фрейд замечает, что многие чисто психологические открытия психоанализа - вытеснение, психические конфликты, механизм образования симптомов и т. п. находят признание даже у принципиальных противников его учения. Но примыкающие к биологии "Три очерка..." сталкиваются с сильнейшим сопротивлением, а его теория сексуальности является поводом для обвинений в "пансексуализ-ме". Фрейд ссылается на Шопенгауэра и даже на Эрос Платона, как на своих предшественников в расширенном понимании сексуальности. Это пример позднейшей реинтерпретации первоначальной теории: к началу 20-х годов Фрейд будет истолковывать либидо как пронизывающее все живое стремление, которому противостоит "инстинкт смерти". В "Трех очерках..." он сам дает массу поводов для обвинений в "пансексуализме", по крайней мере пока речь идет об этиологии неврозов. "Я имею в виду, - пишет Фрейд, - вовсе не то, что энергия сексуального влечения что-то прибавляет к тем силам, которые вызывают болезнетворные явления (симптомы), но хочу со всей ясностью подчеркнуть, что это - единственный постоянный и важнейший энергетический источник невроза"^. Невротические симптомы суть следствия сексуальных влечений, их эрзац. Результатом вытеснения влечения становится превращение либидонозного стремления в симптом. Но симптомы

 

' По оценке Джонса: "Одна из двух самых важных книг, написанных Фрей-дом". Jones, ор. cit., р. 315. ^ Freud S. Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie. Bd. V, S. 72.

 

228________________ПСИХОАНАЛИЗ . Истоки и первые этапы развития

 

возникают не столько от нормального полового влечения взрослых, сколько от извращенных влечений, которые не могут войти в сознание. "Симптомы образуются за счет анормальной сексуальности; неврозы представляют собой, так сказать, негатив извра-щений"^. Весь первый раздел "Трех очерков..." посвящен сексуальным инверсиям (гомосексуализм) и перверсиям (фетишизм, ву-айеризм и т.д.)

 

Фрейд подвергает критике объяснения гомосексуализма с помощью таких понятий, как "дегенерация". Во-первых, в других культурах, вроде античной, его так совсем не оценивали; во-вторых, у многих гомосексуалистов трудно найти признаки "вырождения", Они нормальны во всем, кроме иной направленности полового влечения. Разумеется, Фрейд вовсе не был сторонником иных его последователей, которые стали разыскивать следы гомосексуализма чуть ли не у всех великих творцов прошлого. Хотя Фрейд сам положил начало таких "штудий" своим трактатом о Леонардо да Винчи, он был вовсе не апологетом гомосексуализма, но просто призывал относиться к нему без наклеивания ярлыка "вырождение", хотя и считал гомосексуализм явной "анормальностью". Он осторожно судит о врожденности инверсий. Конечно, он держался теории бисексуальности, то есть наличия у каждого индивида признаков обоих полов; он указывает на не столь уж редкие случаи гермафродитизма, в особенности, когда речь идет о вторичных половых признаках^ Но этим мало что объясняется: среди лесбиянок встречаются мужеподобные особи, но мужчины-гомосексуалисты в большинстве своем от прочих мужчин чаще всего ничем физиологически не отличаются. Тем более сомнительны популярные в то время теории "мужских" и "женских" центров головного мозга. Ведь в качестве объекта извращенного сексуального влечения иногда выступают малолетние дети, животные - тогда подобные "центры" пришлось бы изыскивать и для них.

 

Социально-этические объяснения тоже сомнительны. Безусловно, в половой жизни часто заявляют о себе всякого рода моральные и социальные изъяны индивидов. Но "устремления половой жизни принадлежат к тем, которые даже в нормальном виде в наименьшей мере подчиняются высшей психической деятельности"^.

 

' [bid., S. 75.

 

^ Гомосексуализм объяснялся "психосексуальным гермафродитизмом" у А. Молля, такой же трактовки держался О. Вейнингер. з Freud S. Bd.V. S. 59.

 

Сексуальность____________________________________________________229

 

Никакие моральные проповеди не действуют на того, кто испытывает влечение, пусть даже оно считается греховным большинством окружающих. Те же гомосексуалисты чаще всего проявляют свою анормальность только в сексуальной жизни, оставаясь во всем остальном ничуть не менее морально вменяемыми и социально ответственными лицами. В отличие от гомосексуализма, некоторые извращения таковы, что мы неизбежно называем "ненормальными" тех, кто им предается (некрофилия, наслаждение от экскрементов и т.п.). Но и в этом случае речь совсем не обязательно идет о лицах с тяжелыми душевными заболеваниями. Их симптомы отсутствуют, и какой-нибудь человек с совершенно извращенными сексуальными вкусами в остальном ничем своего "безумия" не показывает.

 

Фрейда интересуют не только сами извращения, но также происхождение наших чувств по их поводу: откуда берутся чувства отвращения, стыда, которые стоят на пути у таких извращений? Они каким-то образом связаны друг с другом, за строгими запретами стоит искушение. Грани между "нормальным" и "ненормальным" подвижны. Предшественники Фрейда в области сексопатологии давали описания разного рода отклонений и извращений, находясь в полной убежденности, что и они сами, и их читатели представляют собой "норму". Оригинальность Фрейда заключается прежде всего в том, что границы между этой "нормой" и "ненормальностью" если не стираются вообще, то релятивизируются. Тот, кто следует запретам и требует преследования "дегенератов", сам наделен теми же извращенными влечениями, только они не нашли реализации.

 

Фрейд предлагает исходить при изучении сексуальности не из "нормы", каковой он вместе со всеми считает направленное на репродукцию половое общение между взрослыми представителями разных полов, а из частых от нее отклонений. И инверсии, то есть отклонения влечений по объекту, и перверсии, то есть отклонения по цели влечения, имеются у всех индивидов. Но у большинства людей они заключены в рамки, канализиро-ваны в направлении репродуктивной связи мужчин и женщин. Фрейд не только считал это нормой, но даже сделал из удовлетворительных сексуальных связей с другим полом один из важнейших критериев выздоровления. Но в сновидениях здоровых людей проявляются те же влечения, что у невротиков или извращенцев. Анализ неврозов, по его мнению, однозначно говорит о