II. ЭДИКТЫ МАГИСТРАТОВ
АКОНЫ
II. ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
В юридической литературе различных народов по римскому праву выражение "источник права" употребляется в различных смыслах:
1. как источник содержания правовых норм;
2. как форма образования /возникновения/ норм права;
3. как источник познания права.
Представляется, что правильнее будет говорить об источнике права, как о форме образования права /или о форме выражения права/. К источникам римского частного права относятся:
1. ЗАКОНЫ;
2. ЭДИКТЫ МАГИСТРАТОВ;
3. ОТВЕТЫ ЮРИСТОВ;
4. ОБЫЧНОЕ ПРАВО.
Римская правовая культура считала законы /leges/ главным воплощением писаного права. Правовое предприятие признавалось в качестве закона при условии, что оно исходило от имеющего соответствующие полномочия органа, и надлежащим образом было обнародовано. Так в Древнем Риме законом являлось решение народного собрания. К концу I в. н.э. народные собрания перестали проводить законы, несмотря на то, что их законодательная власть не была упразднена. Последнее упоминание о народных собраниях содержится в аграрном законе конца I в.н.э.
С I в.н.э. и до середины III в.н.э. основной формой законодательства являлись сенатусконсульты - постановления сената.
Во II в.н.э. римские юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законодательную власть императорам. К этому времени законодательство императоров превратилось в важнейший источник права. Конституции императоров действовали на всей территории Римского государства, а не были ограничены пределами города или отдельной провинции.
Конституции издавались в четырех основных формах:
1. ЭДИКТЫ - общие распоряжения, основанные на власти императора.
Эти распоряжения были обязательны для всех должностных лиц и граждан. В
начале эдикты были обязательными только при жизни императора. Но уже
начиная со II в.н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками.
2. ДЕКРЕТЫ - решения по судебным делам. На основе этих решений
сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.
3. РЕСКРИПТЫ - ответы или советы императора отдельным лицам или
магистратам, которые запрашивали консультации по правовым вопросам.
4. МАНДАТЫ - инструкции, адресованные правителям провинций по
административным и судебным вопросам.
Из этих четырех форм в период домината мандаты выходят из употребления, декреты и рескрипты имеют силу только по конкретным делам, в связи с которыми они даны. Таким образом, основной формой закона являлся императорский эдикт.
Закон должен был содержать определенные элементы:
- введение, которое указывало обстоятельства издания;
- нормативное предписание или текст, включающие в себя содержание
правила поведения и условия его действия;
- последствия нарушения закона /санкция/.
Римское право различало типы законов. Главным классифицирующим элементом являлся заключительный элемент /санкция/. В зависимости от характера санкции сформировалось несколько видов законов. Например,
различали законы НЕСОВЕРШЕННЫЕ, КОТОРЫЕ НЕ СОДЕРЖАЛИ В СЕБЕ САНКЦИИ.
Процедура обнародования или опубликования закона самым непосредственным образом влияла на вступление закона в силу. Закон считался вступившим в силу либо с момента его формального обнародования, либо с истечением времени, достаточного для ознакомления с его содержанием на всей территории, для которой он предназначен.
Большую роль в становлении римского права сыграло издание в середине V в. до н.э. Законов XII Таблиц, которые являются источником всего публичного и частного права.
В 450 - 451 г. до н.э. появились первые X Таблиц, а в 450-499 г.г. до н.э. были опубликованы еще II Таблицы законов. Эти законы были написаны на досках и утверждены на народном собрании. Это был главнейший свод права. Несколько позднее законы были запечатлены в виде своеобразного памятника - двух медных многогранных колонн, которые были выставлены на римском форуме. Подлинный и полный текст Законов XII Таблиц неизвестен. Делаются попытки их реконструкции на основании цитат из других римских юридических источников.
Таблицы назывались так:
I. "О ВЫЗОВЕ В СУД"
II. II. 'ОВЕРШЕНИИ ИСКОВ"
III. ‘’О ДОЛГОВОМ РАБСТВЕ"
IV. "О ПОРЯДКЕ МАНЦИПАЦИИ ПРИ СДЕЛКАХ"
V. "О ЗАВЕЩАНИИ И СЕМЕЙНЫХ ДЕЛАХ"
VI. "О ПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ"
VII. "О ВОРОВСТВЕ"
VIII. "О ЛИЧНОМ ОСКОРБЛЕНИИ, ОБИДЕ"
IX. "ОБ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЯХ"
X. "О ПОРЯДКЕ ПОХОРОН И ЦЕРЕМОНИЙ"
XI. "О ПУБЛИЧНЫХ ДЕЛАХ В ГОРОДЕ"
XII. "О НЕИСПРАШИВАНИИ ПРИВИЛЕГИИ"
Римский юрист Цицерон писал о Законах XII Таблиц: "ДЛЯ ВСЯКОГО КТО ИЩЕТ ОСНОВ И ИСТОЧНИКОВ ПРАВА, ОДНА НЕБОЛЬШАЯ КНИЖИЦА ЗАКОНОВ XII ТАБЛИЦ ВЕСОМ СВОЕГО АВТОРИТЕТА И ОБЪЕМОМ ПОЛЬЗЫ ВОИСТИНУ ПРЕВОСХОДИТ ВСЕ БИБЛИОТЕКИ ФИЛОСОФОВ".
По свидетельству Цицерона в его время /I в. до н.э./ мальчики заучивали Законы XII Таблиц наизусть, как "необходимую песню".
Закон XII Таблиц положили основание развитию римского общегражданского права.
Магистратами в Риме назывались выборные должностные лица. Все должности были срочными /обычный срок полномочий - 1 год/, коллегиальными и безвозмездными. Принцип коллегиальности не означал, что магистраты принимали решения по большинству голосов, а заключался в праве каждого коллеги распоряжаться самостоятельно. Любой магистрат мог вмешаться в действие своего коллеги и отменить то или иное распоряжение последнего.
В традициях римского государственного политического строя не существовало чисто административных функций должностных лиц государства.
Полномочия по изданию правоформирующих эдиктов имели только некоторые из римских должностных лиц - магистратов.
Эти полномочия вытекали из:
а) права лично отправлять правосудие в определенной сфере;
б) собственно специального уполномочия высшего магистрата, согласно
которому ему предоставлялась власть как судебная, так и административно-
принудительная в целях общего блага, в т.ч. и "поддерживать, дополнять и
улучшать цивильное право".
Первым видом полномочий /отправлять правосудие в определенной сфере/ обладали так называемые курульные эдикты, в обязанность которых входило поддержание общественного порядка.
Вторым видом полномочий обладали консулы, начальники провинций и преторы.
Первоначально распоряжения магистратов давались устно, откуда и происходило их название /e-dieta/, затем они выставлялись на форуме написанными на досках.
Важнейшее место среди эдиктов магистратов имели преторские эдикты, которые сформировали систему преторского права.
Преторская магистратура была учреждена в 367 г. до н.э.
В обязанности преторов входило:
1. осуществление общего контроля за правоприменением;
2. дача рекомендательных указаний назначаемым судьям по вопросам
применения права.
При вступлении в должность претор издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Данный эдикт содержал указания при каких обстоятельствах будет даваться
судебная защита. Срок преторских полномочий составлял 1 год.
Различали следующие виды преторов:
- НОВЫЕ - в них указывались новшества правоприменения и юридической
практики;
- ПЕРЕНЕСЕННЫЕ - в них содержались заявления претора о том, что он
будет придерживаться в своей деятельности воззрений и практики своего
предшественника;
- ПОСТОЯННЫЕ - в них указывались правоположения, обязательные для
юридической практики на протяжении всего срока полномочий;
- НЕПРЕДВИДЕННЫЕ - они касались казусных обстоятельств, либо
правоприменения в отношении отдельных личностей.
Среди вышеуказанных эдиктов особое назначение имел постоянный
эдикт.
В эпоху принца /! - III вв. до н.э./ за преторами сохранялось прежнее право издавать эдикты. Однако, независимое положение преторов и самостоятельное осуществление ими своей власти не согласовывалось больше с новыми формами государственного устройства. Издание преторами своих формально не прекратилось, но они не могли вступать в конфликт с императорской властью.
Таким образом, хотя претор и не вправе был отменять старые законы и устанавливать новые, он обладал практической возможностью, руководствуясь соображениями "целесообразности" и "доброй совести" вносить исправления, изменения, дополнения в существующие законы. На основе деятельности преторов сложилась система так называемого преторского права.