Руткевич А.М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития: курс лекций. М., 1997. 352 с. 1 страница
ЕВРЕИ, АНТИСЕМИТЫ И ПСИХОАНАЛИЗ
Когда говорят о еврействе и антисемитизме в связи с психоанализом, то игнорируют исторические особенности и того, и другого. На прошлое более чем вековой давности переносится кошмар Освенци-ма и Дахау, да еще с крайним легковерием принимают отдельные замечания Фрейда о том, что психоанализу и ему лично постоянно препятствовали антисемиты. Расовый антисемитизм нацистов, конечно, в той или иной степени опирался на все предшествующие его варианты, но отождествление неприязни древних греков к евреям в Александрии 1 века до нашей эрм, христианского или мусульманского антииудаизма и политики национал-социализма осуществляется, как правило, не по незнанию, а исходя из определенных политических целей. Исследования относительно "причин антисемитизма" (начиная с "Авторитарной личности" Адорно) опираются на такого рода неправомерные отождествления. Отсюда резкие возражения специалистов, которых трудно заподозрить в расовых предрассудках: "антисемитизм - это популярная категория, сформированная на основе поверхностных уподоблений... Исследовать причины антисемитизма - это значит задавать бессмысленный вопрос. Враждебность, направленная против евреев, может возникнуть в различных типах взаимодействия, и до тех пор, пока они не будут более адекватно классифицированы, не смогут быть ни сформулированы, ни испытаны плодотворные обобщения"'. В действительности ни евреи, ни антисемиты Австро-Венгрии не являлись какими-то группами, которые можно было бы хоть как-то однозначно охарактеризовать. Бытовой антисемитизм какого-нибудь рабочего или ремесленника, голосовавшего за социал-демократов и прекрасно
' Шибутани Т. Социальная психология. - М., "Прогресс". 1969, с. 503. 78
Евреи, антисемиты и психоанализ___________________________________79
притом знавшего, что харизматический вождь его партии, В. Адлер, является евреем, отличался от антисемитизма социал-христиан, имевшего клерикальную и экономическую окраску, но уж совсем мало напоминал расовый антисемитизм пангерманистов. Позднейшие толкователи творчества Фрейда иной раз пишут о его "бессознательном антисемитизме", причем не только из-за того, что он сделал Моисея египтянином, но и из-за некоторых его высказываний, которые, принадлежи они перу кого-нибудь другого, были бы однозначно расценены как антисемитские.
Роль евреев в австрийской культуре того времени, да и в общественной жизни в целом достаточно известна. Немецкий еврей, Я. Вассерман.в своих мемуарах подчеркивал отличие Австрии конца прошлого века от Германии: "...во всей общественной жизни господствовали евреи. Банки, пресса, театр, литература, социальные функции-все было в руках евреев"'. В Вене в 1840-е годы проживали 2% евреев, в 1869 году - 6%, в 1890 году - 100 тысяч евреев, или 12% населения. К 1910 году их число возросло до 175 тысяч человек, хотя процент снизился, так как в состав Вены вошли рабочие пригороды, заселенные в значительной степени выходцами из Чехии (число чехов в Вене к тому времени достигает 200 тысяч человек^. Фрейд писал, что он почувствовал антисемитизм своих соучеников в старших классах гимназии, но при этом следует учитывать, что не-еврси уже были в этой гимназии меньшинством. За те восемь лет, которые он посещал гимназию с 1865 по 1873 год число гимназистов-евреев в ней возросло с 68 до 300, то есть с 44% до 73% учащихся. К тому времени, как Фрейд завершил обучение в университете, евреи составляли 41,4% студентов медицинских факультетов империи, а в 1910 г. около половины (48%) профессоров медицинского факультета в Вене были евреями^ Уже поэтому вряд ли следует всерьез принимать слова Фрейда о том, что получению им звания профессора препятствовала политика министерства, в особенности, если учесть, что тогдашнего министра критиковали прежде всего пангерманисты.
' Wassermann J. Mein Weg als Deutscher und Jude, 1922, S. 102, цит. no: Gay P., p. 21.
^ CM.: Kornbichler T. Die Entdeckung des siebten Kontinents. Der bargerliche Revolutionar Sigmund Freud. Zu seinern 50. Todestag. "Fischer". - F. a. M., 1989.
3 CM.: Wistrich R. S. The Jews of Vienna in the Age of Franz Joseph. The Littman Library of Jewish Civilization. - Oxford Univ. Pr., 1990, p. 59.
80_______________ПСИХОАНАЛИЗ. Истоки и первые этапы развития
Между различными группами евреев в империи существовали не только различия, но и откровенная враждебность, и именно она заявляет о себе в иных письмах Фрейда. Хотя его родители прибыли из Моравии (а мать происходила из галицийских евреев), он, как и большинство образованных евреев Вены, относился к ним неодобрительно'. Как писал известный австрийский писатель Иозеф Рот: "Чем западнее место рождения еврея, тем больше у него евреев, на которых он может смотреть свысока. Франкфур-тский еврей презирает берлинского еврея, берлинский еврей презирает венского еврея, венский еврей презирает варшавского еврея. А еще есть евреи из Галиции, на которых все они смотрят свысока. Как раз отсюда я родом, из самых низших евреев"^ Все ассимилированные евреи больших городов Австро-Венгрии и Германии буквально не терпели Ostjuden, считая их "грубыми и грязными, аморальными и культурно отсталыми - такими они были в глазах своих более вестернизированных собратьев - эта символическая конструкция получила особенно широкое распространение среди немецких и австрийских евреев к концу XIX века"^ Целиком принявшие немецкую культуру и вошедшие в местную финансовую и интеллектуальную элиту евреи с неприязнью смотрели на хлынувших из Галиции "пейсатых", говоривших на смеси идиша с польским, сохранивших правоверие, занятых преимущественно мелкой торговлей, а то и довольно темными аферами.
Принадлежащих к немецкой культуре единоверцев-патрициев эти соплеменники настолько возмущали, что они сопротивлялись распространению гражданских прав на всех евреев. В Австрии, как ранее во Франции и в Пруссии, привилегированное меньшин-' На это обращает внимание, например, X. Закс, говоря о том, что для "западных евреев", к коим он причислял и себя, и Фрейда, "идеалом была полная ассимиляция без крещения", что они готовы были пожертвовать всем тем, чем жили их предки и сохранившие ортодоксию галицийские соплеменники. CM.: Sachs Н. Freud. Meister und Freund. - F. a. M., Ullstein, 1982, (1. Aus. 1944), S 19. 2 Цит. по: W istrich R., р. 656-657.
^ Wistrich R., p. 51. Работа Р.Вистрича, профессора современной еврей'- ской истории в Еврейском университете Иерусалима, вышла в серии "Литт-мановская библиотека еврейской цивилизации" и распространяется ложей "Бнай Брит". Так что ее автора никак нельзя обвинить в антисемитизме. Крайне резкие характеристики в ней не случайно получают не столько "пангерманисты" и прочие европейские антисемиты, сколько ассимилированные евреи - вероятно, потому, что все симпатии автора принадлежат сионистскому движению.
Евреи, антисемиты и психоанализ___________________________________81
ство "придворных евреев" (в Германии они назывались Schutzjuden) было противником эмансипации. Ротшильды и прочие финансисты великолепно находили общий язык с аристократией и церковными иерархами. Как отмечала X. Арендтусвязь данной группы евреев с абсолютным государством, которая сохранялась у этих банкиров и в дальнейшем, способствовала распространению антисемитизма: "Всякий класс в обществе, вступавший в конфликт с государством как таковым, проникался антисемитизмом, поскольку единственной группой, которая, как казалось, представляла государство, были евреи"'. Рост враждебности всех национальностей Австро-Венгрии к монархии неизбежно вел к росту антисемитизма. Попадавшая в зависимость от банковского кредита мелкая и средняя буржуазия сталкивалась, с одной стороны, с евреем-финансистом, а с другой - с конкурентом, таким же мелким торговцем, галицийским евреем.
Но помимо этих двух основных групп существовали и другие: от весьма престижной группы евреев испанского происхождения, входивших в социальную элиту, через трансильванских евреев, игравших видную роль в экономике и культуре Венгрии (выходцем из них был А. Адлер), но не слишком любимых соплеменниками из Австрии, до моравских евреев, занимавших промежуточное социальное положение между "патрициями" и "плебеями". Наконец, велико было число евреев, которые приняли христианство (многие переходили не в католичество, а в протестантизм) и успешно делали карьеру уже в имперской бюрократии и армии, не говоря о всех прочих областях.
Особое место среди евреев конца XIX - начала XX веков занимали сионисты, пропаганда которых привлекала прежде всего выходцев из Галиции. Они не пользовались ни малейшей популярностью среди ассимилированных евреев Вены и подвергались резкой критике в контролируемой последними прессе. Любопытно то, что создатель сионизма, Т. Герцль, начинал свою деятельность не просто как либерал, но как немецкий националист. Этот почитатель музыки Вагнера даже к основным идеям сионизма пришел, слушая "Тангейзера". Денди с претензией на аристократизм духа пришел к мысли о необходимости исхода евреев из Европы в "землю обетованную" не только по личным мотивам. Сионизм был с самого начала копией немецкого национализма "почвы и крови":
Арендт X. Истоки тоталитаризма. - М., "Центрком". 1996, с. 63.
52_______________ПСИХОАНАЛИЗ. Истоки и первые этапы развития
политика должна быть "народной" (Velkisch), подлинная аристократия духа может произрастать только из живых национальных корней, тогда как ассимиляция ведет к "беспочвенности". Встречались и совсем причудливые сочетания. Л. Гумплович, автор книги "Борьба рас" (Rassenkampf), будучи евреем, был одним из самых страстных польских националистов Австро-Венгрии.
Антисемитизм часто считают порождением реакционных групп "старого порядка", дворянства и церкви, которые натравливали на евреев чернь. Такое случалось и в России, и в Германии, и в Австро-Венгрии. Но в целом и дворянство, и церковная иерархия сторонились антисемитов. В Австро-Венгрии небольшая часть аристократии во главе с князем А. Лихтенштейном способствовала антисемитизму, но значительно большая часть аристократии вступила в "Общество по защите от антисемитизма" (Verein zur Abwehr des Antisemitismus). Кайзер Франц Иосиф публично называл антисемитизм "болезнью" и в связи с этим четырежды отказывался утверждать на посту мэра столицы К. Люгера, побеждавшего на выборах отчасти и из-за антисемитской пропаганды. Пангермани-сты называли Франца Иосифа Judenkaiser', известно, что еще большим филосемитом был его наследник Рудольф (покончивший с собой в 1889 году). Вплоть до 90-х годов антисемитизма чуралось "хорошее общество", двор и сам Франц Иосиф. По воспоминаниям А. Шницлера, ровесника Фрейда, антисемитизм 60-80-х годов не был ни респектабельным, ни опасным. Он несколько усилился после биржевого краха 1873 года, но нет ни малейших оснований говорить о том, что он хоть как-то препятствовал Фрейду в его профессиональной деятельности в прошлом веке.
Католической церкви, безусловно, был присущ традиционный антииудаизм, но она никогда не опускалась до проповеди расового антисемитизма. Верхи церкви враждебно относились к социал-христианскому движению Люгера, тогда как в пангерманистах и двор, и католическая церковь видели своих прямых врагов, поскольку пангерманское движение Шёнерера отвергало и Габсбургов, и католицизм. Достаточно вспомнить о том, что Шёнерер проповедовал "Los von Rom"', а его сторонники переходили либо в протестантизм, либо в самодельное тевтонское неоязычество.
Не были сторонниками антисемитизма и дворяне других наций. В Венгрии существовал негласный союз венгерских помещи-' Примечателен и другой лозунг: "Ohne Judah, ohne Rom wird gebaut Germaniens Dom".
Евреи, антисемиты и психоанализ___________________________________83_
ков и еврейского капитала, в Галиции евреи были союзниками польской шляхты. Правда, в Венгрии на короткое время антисемитской партии удалось проникнуть в местный парламент, но после успеха 1884 года (17 мест из 157), ее влияние сходит на нет. Польский антисемитизм способствовал погромам 1898 года в Галиции, но польский национализм в целом имел совсем иную - антинемецкую и антирусскую направленность (национально-демократическая партия Р. Дмовского).
Сохранившие немалую силу сословия "старого порядка" менее всего можно считать проповедниками антисемитизма. В отличие от Франции (дело Дрейфуса) и Германии, антисемитизмом не была заражена армия. Она вообще была наднаци-ональна, приносила присягу династии, и в ней могли выдвинуться представители любой из национальностей империи (хотя высшие посты обычно занимали аристократы). Евреи составляли значительную ч'асть офицерского корпуса, правда, чаще всего они были военными медиками.
Одним из парадоксов Австро-Венгрии было то, что патриотами здесь были евреи, тогда как пангерманское движение было анти-патриотично, выступая против сохранения не только династии, но и Австро-Венгрии как таковой. Они мечтали о власти германской расы над Европой и всем миром, тогда как еврейские газеты во главе с "Neue Freie Presse" держались имперского патриотизма, являвшегося для евреев своего рода гражданской религией. "Если император был наднационален, то евреи были поднациональны, представляя собой вездесущую народную субстанцию Империи... В какой бы группе они не функционировали, евреи никогда не стремились к расчленению Империи"'. Более того, евреи были чаще всего прогерман-ски настроены, а еврейская пресса исповедовала немецкий шовинизм. В воспоминаниях К. Каутского можно найти слова о том, что либеральные венские евреи были "националистами с энтузиазмом, переходящим в шовинизм", причем национализм у них был не еврейским, не немецким, но пангерманским. Даже если здесь есть некоторое преувеличение, нужно отметить роль евреев в становлении пангерманского движения, которое в дальнейшем сделалось первым европейским центром расового антисемитизма.
То, что евреи в Австро-Венгрии усваивали прежде всего немецкий язык и немецкую культуру достаточно понятно даже незави-' Schorske С.Е. Fin-de-siecle Vienna: Politics and Culture. - London. 1979, p. 119.
84_______________ПСИХОАНАЛИЗ. Истоки и первые этапы развития
симо от того, что идиш происходит от немецкого. Ассимиляция протекала чрезвычайно быстро, причем евреи повсеместно, будь то в Праге, или в Будапеште, или в Черновцах, отдавали своих детей в немецкие гимназии. В Вене евреев было около 10%, а в гимназиях училось более 40% представителей этого меньшинства. Затем они поступали в университеты, а после их завершения становились адвокатами, врачами, журналистами и прочими лицами свободных профессий. Если применить к еврейской общине Австро-Венгрии традиционную шкалу социальной стратификации, то к концу XIX века к "высшему" и "высшему среднему" классу принадлежали банкиры (иные из них покупали себе и дворянские титулы) и крупные коммерсанты, к "среднему классу" относилась городская буржуазия и успешно делавшие карьеру лица свободных профессий - исключительно ассимилированные евреи, тогда как к "низшему среднему" и "низшему" классу относилась масса мелких торговцев и ремесленников, чаще всего из галицийских Ostjuden. В Австро-Венгрии практически не было евреев-промышленных рабочих, хотя среди вождей социал-демократии было много евреев. Как и в других европейских странах, единственным классом, которому был совершенно чужд антисемитизм, являлся пролетариат, а наибольшее развитие он получил в тех группах, для которых евреи оказывались конкурентами - среди городской щелкой буржуазии и среди лиц свободных профессий. Среди студентов, то есть будущих адвокатов или медиков, антисемитизм получает распространение уже в 80-е годы прошлого века.
Тем не менее, евреи сыграли немалую роль в возникновении пангерманизма. История этого движения начинается в 70-е годы в рамках либеральной партии, к которой принадлежали тогда и Адлер, и Шёнерер, и Люгер. Когда главный раввин Вены Йелли-нек заявлял, что немецкий либерализм является союзником еврейства, то он не забывал указывать на его противников - славянский федерализм и на рождающееся рабочее движение. К 1910 году славяне составляли 45% населения империи, у них имелась собственная культурная традиция, собственные средний класс и интеллигенция, но всякие, даже самые скромные стремления к феде-рализации наталкивались на сопротивление прежде всего немецких либералов, за которыми шло еврейство. Либеральные издания цензура не преследовала, зато она постоянно била по чешской прессе штрафами и конфискацией тиражей за появлявшиеся в ней требования для Чехии автономии, сходной с той, которая имелась
Евреи, антисемиты и психоанализ___________________________________85^
у Венгрии'. Идеологию либерального венского еврейства Р. Вис-трич определял так: "пангерманизм + laissez faire". Среди основателей шовинистического пангерманского движения было много евреев, а его главным идеологом на протяжении более десяти лет был еврей, Генрих Фридъюнг, являвшийся правой рукой Шё-нерера. Он покинул движение вместе с группой евреев лишь после того, как шовинизм "пангерманцев" сделался расовым антисемитизмом. Жестокая ирония заключается в том, что в то время немалая часть либерально настроенных евреев поддерживала идею "аншлюса". О своем "давнем периоде увлечения пангерма-низмом" однажды писал и Фрейд в "Толковании сновидений"".
Говоря об антисемитизме в Австро-Венгрии, необходимо различать несколько его разновидностей, которые, в свою очередь, объясняются сложными социальными и межнациональными отношениями в империи. Евреи обычно ориентировались на господствующие в данной части Австро-Венгрии нации - немецкую, венгерскую, отчасти польскую. Это давало определенные гарантии безопасности, коммерческой деятельности и экономического процветания, карьеры. К тому же, и культурные стандарты этих наций были чаще всего более высокими, а многие евреи занимались умственным трудом. Как замечает Р. Вистрич, "еврейская идентификация с фактическими "расами господ" Империи, без сомнения, возбуждала антагонизм со стороны угнетаемых ими национальностей. Австрийские евреи в их глазах выступали как противники в двояком смысле: они были "ассимиля-торами"вместе с господствующей нацией (немцами, венграми, поляками) и капиталистическими союзниками могущественных помещиков, эксплуатировавших славянское крестьянство"^ Поэтому словак видел в еврейском торговце союзника ненавистных мадъяр, украинец в Галиции считал его пособником польских помещиков, а в Чехии прогермански настроенные евреи были не только конкурентами местной буржуазии, но и "агентами пангерманизма". К тому же, по
' Р ollak М. Vienne 1900. Une identite blessee. -Paris, Gallimard/Julliard, 1984, p. 58-62.
^ CM.: "Толкование сновидений", гл. 6. Сновидение довольно любопытное: ему снилась некая местность, назывемая во сне "Римом", но с множеством немецких названий улиц, и тут же следовала мысль о Праге. Фрейд пишет о немецких названиях и плакатах на улицах как об "осуществлении желания", которое .проистекает из "давно прошедшего периода увлечения пан-германизмом".
^ Wistrich R.S. The Jews of Vienna in the Age ot Franz Joseph. The Littman Library of Jewish Civilization. - Oxford Univ. Pr., 1990, p. 208.
86________________ПСИХОАНАЛИЗ . Истоки и первые этапы развития
мнению X. Арендт, как и в остальной Восточной Европе, в этих частях империи "деятельность евреев была препятствием на пути нормального капиталистического развития... Интересы евреев воспринимались как нечто ведущее к конфликту с теми слоями населения, из которых в нормальных условиях мог бы развиться средний класс... В течение столетий они выступали как посредники между дворянством и крестьянством, сейчас они образовывали средний класс, но не выполняли его позитивных функций и действительно являлись одним из препятствий на пути индустриализации и капитализации"'. Этот вид антисемитизма - подчиненных и стремящихся к равноправию наций - никогда не становился расовым, да и опасности он большой не представлял.
Значительную опасность для евреев представлял антисемитизм "титульных" наций. Но и здесь следует различать католический "христианский социализм" барона фон Фогельзанга с традиционным антииудаизмом от расового антисемитизма. Того же основателя социал-христианского движения К. Люгера нередко описывают как идейного вдохновителя Гитлера, посещавшего митинги социал-христиан. Этот политик занимает свое место в истории антисемитизма, поскольку одним из первых стал использовать оскорбительные выкрики по поводу "засилия еврейского капитала" как средство мобилизации масс, и Гитлер у него многому научился. И все же в такого рода ретроспективу никак не помещается, например, то, что известный памятник Люгеру на венском Ринге был поставлен после первой мировой войны социал-демократической администрацией, хотя Люгер еще чаще пугал своих слушателей на митингах "красной угрозой". Этот деятель делал совсем не случайные оговорки типа: "Я люблю венгерских евреев даже меньше, чем самих венгров, но я не враг венским евреям; они не так уж плохи и нам без них не обойтись. Мои венцы слишком любят отдыхать, и только евреи всегда жаждут деятельности"^ С очередного митинга, на котором он разоблачал "мадьярско-еврейский капитал", угнетающий "маленького человека", этот деятель отправлялся на прием или на свадьбу в семейство финансистов-евреев, считавших его желанным гостем. Когда "принципиальные" антисемиты бранили его за это, он отвечал: "Это я определяю, кто еврей" ( Wer ein Jude ist, bestimme ich). Все знали, что этот циничный прагматик пользовался любыми средствами для достиже-' Арендт X, Истоки тоталитаризма. - М., "Центрком", 1996, с. 68. 2 CM.: Janik A. and Toulmin S. Wittgenstein's Vienna. - N.Y., 1973. p. 54-55.
Евреи, антисемиты и психоанализ___________________________________87_
ния власти, но, достигнув желаемого поста мэра, он умерил свою демагогию и наладил превосходные отношения и с еврейскими банкирами, и с профсоюзами, и с прессой. Как отмечала X. Арендт, "те десятилетия, когда Люгер правил Веной, были в действительности своего рода золотым веком для евреев"'.
К предтечам не только немецкого национал-социализма, но и фашистских партий относится не социал-христианское движение^, а совсем другое политическое и идейное течение. Речь идет о Пан-германском союзе Г. Риттера фон Шёнерера. "Его основное преимущество заключалось в том, что он мог основывать свою антисемитскую пропаганду на известных фактах: как член австрийского рейхсрата, он боролся за национализацию австрийских железных дорог, основная часть которых благодаря государственной лицензии находилась с 1836 года в руках Ротшильдов, поскольку же ее срок истекал в 1886 году, Шёнерер сумел собрать 40 000 подписей против ее возобновления, а также смог сфокусировать интерес общественности на "еврейском вопросе". Тесная связь между Рот-шильдами и финансовыми интересами монархии стала совершенно очевидной, когда правительство попыталось продлить лицензию на условиях, явно невыгодных государству, а также населению. Агитация, которую вел Шёнерер по этому вопросу, положила в действительности начало оформленному антисемитскому движению в Австрии"^ Именно в его движении центральной оппозицией
' Арендт X. Истоки тоталитаризма. - М., "Центрком", 1996. с. 88. Придя к вожделенному посту мэра этот деятель очень много сделал для обустройства Вены и для того "маленького человека", которого он так часто поминал на митингах: снабжение столицы газом и водой, строительство мостов, госпиталей, приютов, школ, создание каналов, парков и т. д. ^ Для известного сорта "левых" всякий национализм в Европе тут же получает ярлык "шовинизма" и "антисемитизма". Понятно, что на националистических движениях Германии и Австрии лежит некоторая ответственность за то, что реализовалось в этих странах в 30-40-е годы нашего века. Социал-христианам Австрии и юга Германии, являвшимся предшественниками нынешних христианских демократов, особенно не повезло, поскольку Люгер действительно кричал на митингах о "засилии еврейского капитала", а Гитлер его слушал. Но из этого без всякого чутья к исторической реальности делаются чрезвычайно далекие выводы. Примером может служить получившая громкую известность книга В, Фариаса "Хай-деггер и нацизм" (F arias V. Heidegger et nazisme.- Paris, 1987), в которой, помимо всего прочего, .национал-социализм прямо выводится из социал-христианства, хотя последнее, тесно связанное с католической церковью, было немедленно ликвидировано пришедшими к власти нацистами. ^Арендт X. Истоки тоталитаризма. - М., "Центрком", 1996. с. 87.
88^________________ПСИХОАНАЛИЗ. Истоки и первые этапы развития
стали "арийцы" и "семиты", как два биологических "сорта" людей. Именно Шёнерер объявил войну "международному еврейству" и заявил: "Наш антисемитизм направлен не против религий, но против расовых черт евреев, которые не изменились ни в результате подавления их в прошлом, ни в результате нынешних свобод"'. В идеологии этой партии, кроме бешеного юдофобства, обнаруживается прямое отрицание разума, прогресса, универсальной этики, которые сменяются волей к власти, социал-дарвинистской риторикой, направленной даже не столько против евреев, сколько против славян. Эту ненависть как к евреям, так и к славянам унаследовал Гитлер, равно как и саму программу присоединения Австрии к Германии, а затем возобновления древнего Drang nach Osten. Даже Бисмарка Шёнерер ненавидел за то, что тот склонялся к миру с Россией^
От многих других националистических идеологов Шёнерера отличало то, что затем станет принципиальной позицией всех фашистских движений: отрицание парламентаризма, "вождизм", культ прямого насилия^. Сам Риттер фон Шёнерер прославился именно тем, что вместе со своими молодчиками устроил погром в газете "Neue Wienerer Tageblatt" (избивали рабочих и журналистов, ломали станки). В ту далекую эпоху подобные действия еще считались чистой уголовщиной, и новоявленного вождя посадили в тюрь-' Цит, по: W istrich R. S. The Jews of Vienna in the Age of Franz Joseph. The Littman Library of Jewish Civilization. - Oxford Univ. Pr., 1990, p. 205. ^ Стоит заметить, что неприязнь и даже ненависть к России были "достоянием" не только пангерманистов, видевших в "панславизме" своего исконного противника. Евреи Австро-Венгрии относились к России ничуть не лучше, ссылаясь, впрочем, на притеснения соплеменников, на "реакционность" монархии и т. д. Это относится и к семейству Фрейда - достаточно посмотреть на письма его сына Мартина, писавшего отцу о том, что он отправляется добровольцем на восточный фронт, поскольку это будет лучшим средством для выражения его "о.твращения к России". См.: ОауР. Freud. A Life for Our Time, p. 352.
^ Генеалогия фашистских движений довольно запутанна. Пангерманский союз в Австро-Венгрии и Action francaise являются, видимо, первыми политическими организациями фашистского типа, которые станут образцами для итальянских и немецких последователей. Кажется, в отечественной литературе нет ни одного исследования об идейных истоках фашизма, а полемика публицистов и политиков сводится к аргументу "сам ты фашист". То, что Action francaise Ш. Морраса было образцом для Муссоли-ни, достаточно хорошо известно (см., например N о It е Е. Der Faschismus in seiner Epoche, - Monchen, 1963). Австрийские корни нацистской идеологии и в особенности Mein Kampf Гитлера (который сам на эти корни указывает) тоже нередко упоминаются в различных исследованиях.
Евреи, антисемиты и психоанализ___________________________________89_
му, лишили дворянства и на пять лет политических прав'. Его последователями в начальный период были мелкие чиновники, ремесленники, предприниматели, но затем большую их часть переманил Люгер. Остались ультранационалистически настроенные студенты и люмпены, и это движение имело бы все шансы исчезнуть со сцены истории. Тем более, что вождь движения вызвал озлобление правящих кругов антикатолической пропагандой и оскорблениями в адрес Габсбургов, которые, с точки зрения пангермани-стов, поддерживались еврейским капиталом и делали уступки славянам, да и вообще мешали единому всегерманскому Рейху.
Однако пангерманское движение необычайно усиливается в самом конце XIX века, когда начались доходящие до кровопролития конфликты между чехами и судетскими немцами. Введение двуязычия в судах и администрации в Моравии встретило протест немцев (чехи и так знали немецкий, но немцы не знали чешского). Подстрекаемые сторонниками Шёнерера, они перешли к насилию. На последующих выборах немцы Богемии и Моравии голосовали в основном за Пангерманский союз, который получал до 20 мест в парламенте. Это немало навредило затем судетским немцам, оказавшимся после распада империи в Чехословакии. Новые власти, памятуя о недавнем конфликте, зашли слишком далеко в ограничении прав немецкого меньшинства, а многие немцы в 30-е годы перешли под знамена местных нацистов. После второй мировой войны более двух миллионов судетских немцев были насильственно изгнаны из Чехословакии.