Тема 3.1 Структура и функции глобальных сетей. Высокоуровневые услуги

Глобальные сети (Wide Area Networks, WAN), или территориальные компьютерные сети, служат для предоставления своих сервисов большому количеству конечных абонентов, разбросанных по большой территории – в пределах области, региона, страны, континента или всего земного шара. Ввиду большой протяженности каналов связи построение глобальной сети требует очень больших затрат, в которые входит стоимость кабелей и работ по их прокладке, затраты на коммутационное оборудование и промежуточную усилительную аппаратуру, обеспечивающую необходимую полосу пропускания канала, а также эксплуатационные затраты на постоянное поддержание в работоспособном состоянии разбросанной по большой территории аппаратуры сети.

Несмотря на различия между компьютерными, телефонными, телевизионными, радио сетями, в их структуре можно найти много общего. Телекоммуникационные сети состоят из следующих компонентов:

- терминального оборудования пользователей;

- сетей доступа;

- магистральной сети;

- информационных центров, или центров управления сервисами.

Любая сеть строится на основе коммутаторов, которые соединяются каналами связи.

Терминальное оборудование это компьютеры, телефонные аппараты, телевизионные или радиосети, построенные с использованием теле- и радиоприемников. Терминальное оборудование не включается в состав телекоммуникационной сети, так как принадлежат пользователям. Компьютеры объединяются в ЛВС, а телефоны могут быть подключены к офисным телефонным коммутаторам.

Коммутаторы установленные в сети мультиплексируют (совмещают в рамках одной территориальной сети компьютерного и голосового трафика) информацию, поступающую по абонентским каналам, которые называются абонентскими окончаниями.

Сеть доступа – это региональная сеть, отличающаяся большой разветвленностью.

Магистральная сеть объединяет отдельные сети доступа, обеспечивая транзит трафика между ними по высокоскоростным каналам. Информация с помощью магистрали попадает в сеть доступа пользователей, где она демультиплексируется и коммутируется таким образом, чтобы на входной порт оборудования пользователя поступала только адресованная ему информация.

Информационными центрами (центрами управления сервиса) реализуются информационные услуги, где хранится информация двух типов:

- пользовательская информация, которая интересует конечных пользователей – это веб-порталы, электронные магазины и т.д.;

- вспомогательная служебная информация, помогающая поставщику услуг предоставлять услуги пользователям, например услуги аутентификации и авторизации пользователей, системы биллинга, базы данных учета услуг на которые подписался пользователь.

В сети услуги пользователям предоставляются операторами связи - специализированными предприятиями, создающими телекоммуникационную сеть для оказания общедоступных услуг, владеют этой сетью и поддерживают ее работу.

Операторы осуществляют свою деятельность на коммерческой основе, заключая договоры с потребителями.

Операторы связи отличаются друг от друга:

- набором предоставляемых услуг;

- территорией, в пределах которой предоставляются услуги;

- типом клиентов, на которых ориентируются их услуги;

- инфраструктурой – линиями связи, оборудованием, информационными серверами и т.п.;

- отношением к монополии предоставляемых услуг.

Услуги предоставляемые операторами сети можно разделить на:

- комбинированные услуги - IP – телефония, универсальная служба сообщения;

- услуги телефонии – доступ к справочным службам, голосовая почта, переадресация вызовов, соединение двух абонентов;

- услуги компьютерных сетей – информационные порталы, электронная почта, доступ в Интернет, объединение ЛВС;

- предоставление каналов связи в аренду.

Клиентами или потребителями информационных услуг, являются индивидуальные клиенты и корпоративные клиенты (предприятия или организации различного профиля).

Очень часто операторы связи предоставляют свои линии связи другим операторам и тогда их называют операторами операторов.

Наиболее распространенной сетью является Интернет, предоставляющая собой сеть сетей и не имеющая единого центра управления, но работающая по единым правилам и предоставляющая единый набор услуг. Каждая сеть, входящая в состав Интернета управляется поставщиком услуг – некоторым централизованным органом отвечающим за единую техническую политику, согласованный набор технических стандартов, централизованное назначение имен и адресов компьютерам входящим в состав Интернета.

Поставщиков услуг Интернета можно разделить на:

- магистральных поставщиков услуг – транснациональных операторов связи (World Com, Ростелеком);

- региональных поставщиков (Волгателеком);

- локальных поставщиков.