PR в избирательных кампаниях

Осуществление политических коммуникаций, связанных с организацией и проведением выборов, стало неотъемлемой частью PR. Выборы в демократическом обществе служат важнейшим показателем отношения населения к политическим институтам, партиям и движениям. Результаты их становятся основой для изменения или продолжения того или иного политического курса.

Избирательная кампания - это скоординированные, целенаправленные, осуществляемые в течение определенного законодательством времени публичные усилия с целью мобилизации поддержки кандидата избирателями и обеспечения его победы в день выборов.

Каждая избирательная кампания уникальна по содержанию, структурному построению и характеру протекания. Кампании различаются в основном тремя следующими факторами:

личностью кандидата - его способностями, взглядами на жизнь, характером, а также профессиональными связями, влияющими на структуру и организацию кампании;

спецификой окружения - географическими и демографическими особенностями избирательного округа; уровнем органа власти в который проводятся выборы; степенью урбанизации местности; наличием СМИ; числом добровольных помощников, принимающих участие в избирательной кампании;

политическим планом - политическими целями, стратегией, общей темой, направленностью, графиком, бюджетом, тактикой. Все эти направления определяют структуру организации избирательной кампании.

Существует пять принципов эффективной организации избирательной кампании:

1. Наличие плана действий, охватывающего организационные вопросы и общую стратегию проведения кампании.

2. Учет конкретной обстановки. Не стоит копировать структуру и планы других избирательных кампаний. Уникальность кампании обусловливается личностью кандидата и политической ситуацией на конкретный момент.

3. Наличие способных и талантливых добровольцев. Добровольные помощники могут эффективно работать и обеспечить победу на выборах, если их работа умело организована.

4. Создание команды для проведения кампании. Цель команды состоит в том, чтобы с наибольшей эффективностью использовать имеющиеся ресурсы избирательной кампании для укрепления сильных сторон кандидата и нейтрализации их у его оппонента.

5. Соблюдение определенных «правил игры».

Деятельность PR-специалистов должна включать следующие элементы:

– разработку плана собеседования с потенциальным кандидатом;

– изучение его качеств;

– разработку рекомендаций по составлению биографии и программы кандидата;

– анализ социально-демографического состава населения избирательного округа, запросов, интересов и потребностей людей;

– изучение степени соответствия полученных сведений программе кандидата, его выступлениям на встречах с избирателями;

– анализ представлений избирателей о достоинствах и недостатках кандидата;

– анализ освещения выборной кампании в СМИ и характера реакций населения;

– анализ встреч кандидата с избирателями (выступления, вопросы, реакция публики);

– анализ предпочтений избирателей (за кого они собираются голосовать и почему).