Передачи
Классификация деталей машин
Не существует абсолютной, полной и завершённой классификации всех существующих деталей машин, т.к. конструкции их многообразны и, к тому же, постоянно разрабатываются новые.
Для ориентирования в бесконечном многообразии детали машин классифицируют на типовые группы по характеру их использования [1,10,11].
è Передачи: передают движение от источника к потребителю.
è Валы и оси:несут на себе вращающиеся детали передач.
è Опоры: служат для установки валов и осей.
è Муфты: соединяют между собой валы и передают вращающий момент.
è Соединительные детали (соединения): соединяют детали между собой.
è Упругие элементы: смягчают вибрацию и удары, накапливают энергию, обеспечивают постоянное сжатие деталей.
è Корпусные детали: организуют внутри себя пространство для размещения всех остальных деталей, обеспечивают их защиту.
Рамки учебного курса не позволяют изучить все разновидности деталей машин и все нюансы проектирования. Однако знание, по крайней мере, типовых деталей и общих принципов конструирования машин даёт инженеру надёжный фундамент и мощный инструмент для выполнения проектных работ практически любой сложности.
В следующих главах мы рассмотрим приёмы расчёта и проектирования типовых деталей машин.
Контрольные вопросы
s Каковы место и роль машин в современном обществе?
s Какие учебные дисциплины непосредственно служат базой для курса "Детали машин и основы конструирования"?
s В чём заключается разница между проектированием и конструированием?
s Какие правила и нормы регламентируются Единой Системой Конструкторской Документации?
s Кем формулируется и составляется Техническое Задание?
s Какие документы являются результатом конструирования?
s Какие группы требований предъявляются к машинам?
s Каковы основные требования к деталям и машинам?
s Каковы основные критерии качества деталей и машин?
s Что такое работоспособность и каковы её критерии?
s Что такое надёжность и каковы её критерии?
s Что является главнейшим критерием работоспособности и надёжности?
s В чём заключается общее условие прочности деталей машин?
s В чём разница между проектировочным и проверочным расчётами?
s Каковы основные группы деталей машин общего назначения?
Современные машины приводятся в движение главным образом топливными и электрическими двигателями. В силу специфики законов термогазодинамики и электромагнетизма, эти двигатели более быстроходны, чем было бы удобно для человека, к тому же их скорость сложно и плохо регулируется. Возникает необходимость согласования режимов работы двигателя и исполнительного органа [6,10], с которым, собственно, и имеет дело оператор. Для этого созданы передачи.
Механическими передачами или просто передачами называются механизмы, которые преобразуют параметры движения от двигателя к исполнительным органам машины [1,10].
Механическая энергия передаётся, как правило, с преобразованием скоростей и вращающих моментов, а иногда с преобразованием вида и закона движения.
Передачи по принципу работы разделяются на:
è Передачи зацеплением:
– с непосредственным контактом (зубчатые и червячные);
– с гибкой связью (цепные, зубчато-ременные).
è Передачи трением (сцеплением трущихся поверхностей):
– с непосредственным контактом поверхностей (фрикционные);
– с гибкой связью (ременные).