Вопрос 4.
В КНР нет разделения властей. Считается, что государственную власть осуществляют только представительные органы, исполнительная и судебная власть в китайском государстве - это функции представительных органов. Китайские юристы при этом любят ссылаться на утверждения Ленина: "Законодательные органы должны сами принимать законы, сами приводить их в жизнь и сами проверять, что получается в реальной жизни".
Высшим представительным органом является Всекитайское собрание народных представителей. Это самый большой по численности депутатов представительный орган (его и парламентом называть нельзя). Теперь избираются каждый раз 3000 депутатов. В КНР активным и пассивным избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 18-ти лет, но молодежь никогда не избирается в собрание, а предпочтение отдается пожилым и престарелым. Не обладают избирательным правом умалишенные, лица, совершившие хулиганские действия, контрреволюционные преступления и лица, подрывающие социальный строй Китая. Очень интересно, что право определять дееспособности избирателя, предоставлено участковым избирательным комиссиям, где обычно никаких врачей нет.
В Китае сегодня нет иерархии законов, поэтому порядок проведения выборов регулируется двумя нормативными актами: 1) закон "О выборах всекитайского собрания народных представителей", но он регулирует отношения по выборам только от гражданского населения; 2) есть положение "О выборах всекитайского собрания от армии", утвержденное постоянным комитетом всекитайского собрания. Таким образом, действуют два акта, принятые разными органами государства, но, тем не менее, они обладают одинаковой юридической силой.
В Китае самые сложные в мире косвенные выборы всекитайского собрания. Гражданское население: непосредственно избирателями избираются только сельские, поселковые собрания представителей. За кандидатов в сельские и поселковые собрания (их представляют коллективы государственных и общественных организаций) голосуют все избиратели. А уже они из числа своих депутатов избирают городские и районные собрания народных представителей. Городские и районные собрания из своего состава избирают депутатов провинций, автономных округов и автономных районов. И уже только эти люди из своего состава выбирают депутатов всенародного китайского собрания. Зачем столько наворотов? Это сделано для фильтрации на нижних уровнях людей сомнительных, не до конца убежденных коммунистов и чтобы во всенародном собрании были "самые достойные".
Народно-освободительная армия Китая - от армии также проводятся косвенные выборы. Причем согласно положению, к военнослужащим относятся военнослужащие срочной службы, вольнонаемные (повара, машинистки и т.д.) и члены семьи военнослужащих и вольнонаемных. Выборы проводятся так: созываются собрания военнослужащих по ротам, батальонам и специальным подразделениям. Солдаты на собраниях выдвигают делегатов по полкам и дивизиям (а матросы по флотилии). Потом проводится собрание по армиям, округам и полуокругам, флотам, и эскадрильям. А они уже из своего состава избирают депутатов всекитайского собрания.
Соотношение - 1/3 от всех представителей во всенародном собрании, это представители армии. Это подтверждает большую важность армии в Китае.
Статус парламентариев:
1. Парламентарии не являются профессионалами в законотворческой деятельности. Они должны продолжать трудиться на своем рабочем месте.
2. Обладают императивным мандатом, т.е. им даются наказы избирателей, они обязаны выполнять наказы, отчитываться перед избирателями об их выполнении и могут быть отозваны своими избирателями обычно на собраниях, если не выполняют наказы или плохо работают как депутаты.
Порядок организации сессий всекитайского собрания сложный. Там нет постоянного органа, который бы занимался подготовкой сессии, бюро и президиум по подготовке сессии формируется только на одну сессию, каждый раз их состав меняется. Другие органы: нет постоянно действующего председателя собрания, на каждую сессию он избирается на демократических началах. Каждый депутат обязан работать в одной из постоянных комиссиях и работать в избирательном округе. Сессия длится обычно 3, максимум 7-мь дней. И депутаты опять разъезжаются для работы в своих организациях. Т.к. это не парламент (т.е. нет разделения властей), то компетенция всекитайского собрания очень широкая.
Вопросы исключительной компетенции собрания:
1. Формирование других органов государства: а) избрание председателя КНР; б) избрание постоянного комитета всекитайского собрания народных представителей; в) назначение председателя правительства государственного совета КНР; г) избрание верховного народного суда КНР; д) назначение генерального прокурора народной прокуратуры КНР; е) избрание высшего военного совета КНР. По существу всекитайское собрание прямо или косвенно участвует в формировании всех других высших органов государственной власти Китая. В КНР законы имеют право принимать как всекитайское собрание, так и постоянный комитет всекитайского собрания. Собрание принимает основные законы (но чем они отличаются от обычных, никто не знает, т.к. по юридической силе они, в общем-то, одинаковые).
2. Утверждение пятилетних планов развития народного хозяйства в Китае.
3. Утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении.
4. Осуществление контроля за деятельностью всех органов государства.
5. Объявление войны и принятие закона о заключении перемирия.
Всекитайское собрание не может быть распущено досрочно, согласно конституционной доктрине Китая, всекитайское собрание не может быть никому подотчётно и подконтрольно, т.к. этот орган выражает волю народа. Поэтому законы, принимаемые собранием, не нуждаются в конституционным контроле, т.е. собрание всегда принимает "верные" законы.
Наибольшую проблему в понимании вызывает постоянный комитет всенародного китайского собрания, его правовое положение крайне неопределенное. В одних источниках его называют одним из органов власти, в других - главой государственной власти. В тоже время, главой государства называют главу всекитайского собрания.
Президиум формируется на первой сессии постоянного комитета всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Персоны туда входящие, это представитель постоянного комитета, его заместитель, государственный секретарь и 160-ть членов.
Согласно конституции, постоянный комитет должен проводить свои заседания не реже 1 раза в 2 месяца. Если учесть, что ВСНП созывается на сессию 2 раза в полгода и действует от 3 до 7 дней, то логично сделать вывод о том, что постоянный комитет является высшим органом государственной власти в период между сессиями ВСНП.
Но постоянный комитет помимо этого имеет еще и собственную компетенцию, в том числе и в сфере законодательства. Он выполняет многочисленные функции главы государства, поэтому его компетенция довольно широка:
1. В период между сессиями, он принимает нормативно-правовые акты в форме законов.
2. Он принимает указы, которые могут вносить существенные изменения в действующее законодательство. Но эти указы должны быть вынесены для утверждения на сессию ВСНП.
3. В период между сессиями, постоянный комитет может изменять персонально и численно состав государственного совета, центрального военного совета, верховного народного суда, генеральной народной прокуратуры. Указы по этим вопросам также вносятся на утверждение сессии ВСНП.
4. Постоянный комитет в период между сессиями объявляет войну в случаях: а) прямой агрессии; б) необходимости выполнения союзнических обязательств.
5. Как глава государства постоянный комитет назначает послов, приносит верительные грамоты, занимается ратификацией/денонсацией международных договоров, дает официальное толкование конституции и действующих законов, а также международных договоров, руководит органами государственной власти провинций.
За свою деятельность постоянный комитет несет ответственность только перед ВСНП. ВСНП может направить в отставку постоянный комитет в полном составе, изменить его численный и персональный состав.
Полномочия, аналогичные полномочиям постоянного комитета осуществляет председатель КНР, который избирается на сессии ВСНП. Требования к кандидату в председатели КНР:
1. Должен быть гражданином
2. Должен достичь 45-ти лет.
Председатель КНР в период между сессиями издает указы, ратифицирует/денонсирует международные договоры, назначает послов, принимает верительные грамоты, созывает на сессию ВСНП, вносит изменения в персональный и численный состав центрального военного совета, верховного народного суда, генеральной народной прокуратуры и государственного совета.
Получается, что председатель осуществляет те же полномочия, что и постоянный комитет. Однако, председатель выполняет эти действия только на основании законов и представительства ВСНП и его постоянного комитета. Самостоятельно он не совершает ни одного юридически значимого действия, поэтому по конституции это фигура декоративная. Но одновременно с этим, это самая могущественная фигура КНР, т.к. эту должность может занять генеральный секретарь компартии Китая. И используя, главным образом, свою партийную власть, он может осуществить, что захочет. Да и по телевизору можно увидеть только председателя КНР, а не постоянный комитет ВСНП, напр., и это объясняется его могущественностью, которая проистекает из совмещения двух должностей.
Срок полномочий – пять лет и не может быть переизбран более двух раз подряд. Если он теряет должность Генсека – он моментально перестает быть председателем. ВСНП может отозвать председателя КНР, но это невозможно без решения пленума ЦК партии.
Правительство в КНР это государственный совет – это высший исполнительный, распорядительный и административный орган. Председателя государственного совета назначает председатель КНР по представлению постоянного комитета ВСНП, ему одновременно поручается формировать правительство. Председатель госсовета лично подбирает всех членов правительства (по конституции), но на практике только по согласию ЦК компартии. В состав правительства входят высшие партийные деятели.
Структура госсовета: председатель, его замы, руководитель администрации госсовета, министры и представители комитетов. Это самое большое правительство в мире, которое насчитывает 140 членов.
Компетенция госсовета:
1. Как высшего исполнительного органа – государственный совет обязан исполнять законы ВСНП, законы постоянного комитета ВСНП и иные их акты.
2. Как административный орган - из этой функции следует, что у него в подчинении находятся другие органы.
3. Как распорядительный орган - осуществляет оперативное управление. Оперативное управление используется для следующих обязательных полномочий:
a. Разработка проектов и госпланов развития народного хозяйства КНР (пятилетние планы).
b. Разработка проекта государственного бюджета.
c. Координация деятельности министерств и ведомств.
d. Защита прав и свобод граждан.
e. Охрана общественного порядка.
f. Укрепление обороноспособности страны.
g. Оперативное управление предприятиями и организациями ведущих отраслей экономики, т.е. государственного сектора.
h. Проведение глубоких социально-экономических реформ.
i. Укрепление отношений с зарубежными странами в области экономического, политического и социально-культурного строительства.
В Китае жесткая централизация, действует единая исполнительно-распорядительная вертикаль, и госсовет осуществляет управление народными правительствами провинций, районов, округов, уездов. Правительство несет ответственность перед ВСНП, а в период между сессиями, перед постоянным комитетом.